Сибирские огни, 1927, № 2
;а, революция—движение .масс—для него была только фоном, на котором раз- вертывались эти личные драмы. Были попытки отойти от личного, перейти к этим колоссальным геологическим смещениям, но эти попытки были более или менее неудачны. Следовательно, пролетарской нашу литературу за эти пять лет назвать нельзя. Она крестьянская и попутническая. Сибирский пи- с а т ель не показал основных черт пролетарской революции. Сибирский писа- тель, может быть, и не понял еще, не успел, не сумел понять, осмыслить проле- тарскую революцию, все ее величие, всю ее мощь. Сибирский писатель иногда путает революцию пролетарскую с революцией буржуазной, иногда отдает предпочтение последней, или дням военного коммунизма, в которых он ви- дит элементы некоторой романтики, особенного под'ема. Кое-кто из наших писателей при НЭП'е вышел даже из партии. Это, конечно, очень показатель- но. Наш писатель, видимо, не понял, что «буржуазные революции, как на- пример, революции 18 века, быстрее стремятся от успеха к успеху, их дра- матические эффекты импозантнее, люди и события озарены как бы бенгаль- ским огнем, экстаз является господствующим настроением каждого дня; но они быстротечны, скоро достигают своего высшего пункта, и продолжитель- ное настроение похмелья охватывает общество прежде чем оно успевает трезво усвоить себе результаты периода бури и натиска. Напротив, пролетар- ские революции, каковы революции 19 века, непрерывно критикуют самих себя, го и дело прерывают свой ход, возвращаются назад и заново начинают то, что, повидимому, уже совершено, с беспощадной суровостью осмеивают половинчатость, слабость, недостатки своих первых попыток, низвергают противника как будто бы только для того, чтобы он набрался новых сил и встал перед ними еще более могучим, все снова и снова отступают назад, пу- гаясь неопределенной колоссальности своих собственных задач, пока, наконец, не будут созданы условия, исключающие возможность всякого отступления, пока сама жизнь не заявит властно: «Hie Rhodus, hie calta!». (К. Маркс— 18-е Брюмера). День сегодняшний—день мелководный, день мелких расчетов. Но оши- бется тот, кто скажет, что это мелководье иссыхания, заноса песком. Нет, это мелководие временного отлива. Но так думают немногие сибирские писа- тели. Большая часть склонна преувеличивать обмельчание дня, склонна при- нимать его за обмельчание революции. Сибирский писатель не должен, не может отказываться от постановки проблем пролетарской революции. Могут возразить, чт» у нас нет рабочих, без которых нельзя говорить о пролетарской революции. Это неверно — рабочие здесь были и есть. Правда, они в ролях красных командиров, в ролях комиссаров, но. повторяю, они есть. Вопросы мировой революции мы можем в своих вещах ставить уже и сейчас и в Сибири во весь рост. Для этого нам нужно только вспомнить, что наши ближайшие соседи—Китай и Индия. Проблема раскрепощения колони- альных народов Востока, есть проблема мировой пролетарской революции. Восток и мы, Китай, Индия, Тибет. Монголия, Советская Сибирь, СССР— ьот где широчайшие возможности для творчества сибирского писателя. Сибирский писатель, к сожалению, не отметал роль коммуниста в рево- люции и роль коммунистической партии. В литературу нашу коммунист не попал. Как-то Владимир Ильич Ленин говорил Горькому после того, как про- слушал сонату Бетховена: «Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2