Сибирские огни, 1927, № 2

Мы, сибиряки, отправляя через Туркестан на юг хлеб и древесину, бу- дем иметь не только хлопок, но и дешевые фрукты. Может быть последнее пустяшно, но, честное слово, заманчиво. Вы знаете вкус вернинских яблок? Нет, вы удовлетворяетесь паршивеньким самарским анисом. Верный недаром именуется киргизами Алма-ата, что означает «отец яблок». Вернинские «апорты» весом достигают часто до фунта, они мягки и ароматны, и на месте, благодаря своему изобилию, стоят очень недорого. Первые серьезные технические изыскания и экономическое обследова- ние района будущей железной дороги Семипалатинск—Фрунзе (тогда—Пиш- пек) были произведены в 1906-1907 годах, а в 1909 году перед правитель- ством был возбужден ряд ходатайств от частных предпринимателей. Частный капитал брался за дело—значит оно сулило большую выгоду. Разведка в степи выясняла все новые и новые возможности обогаще- ния. Привлекали минеральные богатства северного участка пути, богатые ско- том степи. Выяснялась возможность завязать выгодную торговлю с Западным Китаем. I • Само царское правительство так и не приступило к работе по построй- ке. Мы знаем теперь, что Витте в то время изволил увлекаться фантастиче- ским проектом придворного чародея—Тибетского врача Бадмаева—постро- ить железную дорогу из Забайкалья к Тибету через Китай и тем самым под- чинить Китай, Монголию и Тибет русскому влиянию. Постройка же линии Семипалатинск—Пишпек была, как бы слишком реальна, слишком доступ- на, и правительство откладывало это дело под суконце. В результате, за постройку линии взялось частное акционерное обще- ство. В Семипалатинске была начата постройка моста через Иртыш, за ре- кою воздвигли станцию и мастерские. Начали постройку рельсового пути на юг. Это было в годы войны. С революцией постройка, разумеется, приостановилась. Правда, времен- ное правительство признало постройку делом первой необходимости, но этим признанием дело и ограничилось. Адмирал Колчак, в бытность свою верховным правителем, не мог не воспользоваться имеющимся 140 верстным путем от Семипалатинска к югу для переброски своих войск на- Туркестанский фронт. Естественно, в эти годы дорога являла собою жалкое зрелище—путь не ремонтировался и, кроме того, имущество дороги расхищалось как русскими, так и киргизами, испытывавшими в то время одинаково острую нужду в железе. VI. Колониальное. Степи Казакстана, Балхаш—все э то осталось на севере. Я нахожусь в Джетысу, что в переводе на русский язык означает «области Семи рек». Дже- тысу—это бывшая Семиреченская область Туркестана, Автономная Кир- гизская область теперь. Туземцы уже не казаки, но киргизы. Даже «кара-киргизы»—черные киргизы. Здесь юг, здесь зной до пятидесяти градусов, снежные отроги- Тянь- Шана—китайских гор—загораживают дорогу ветрам, и в долинах тепло и тихо. Я в городе Фрунзе—бывшем Пишпеке. Фрунэе—административный центр Джетысу. Прежде, при императорском правительстве, центром области был

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2