Сибирские огни, 1927, № 2

Киренск—раньше уездный город, теперь окружной пункт, тесно свя- занный с приисками. Здесь: управление пароходства, огромные винные скла- ды с заводом, центр кооперации. Выходит в Киренске газета, имеются отде- ления банков. Город строится, развивается. В Киренске есть педтехникум г снабжающий и Ленские прииски учителями. Пристань удобная, есть даже подобие набережной. От Киренска Лена значительно шире, берега круче, высокая горная цепь по обе стороны. Паро- ходы ходят и ночью—если ясно. 400 верст до Витима проходятся в 4 дня. У Витима огромное водное пространство. Все залито водой, и противо- положный берег еле виден. Здесь впадает в Лену один из наибольших ее при- токов—Витим. Село Витим входит в состав Якутской автономной республики. В и т и м - знаменитое место по былым раэгулам золотоискателей и по обилию притонов. От приисков это первое так называемое «жилое место». Здесь и сейчас приискатели оставляют свои накопления в трактирчиках и ресторанчиках и бредут отсюда снова без копейки на заработки. Поселок как бы специально приспособлен для богатых кутил. От Витима ходят сильные пароходы. 110-120-ти сильные пароходы ве- дут отсюда баржи с 40-50 тыс. грузом вверх по Витиму в Бодайбо. От Витима уж только 300 верст до Бодайбо, но течение очень быстрое, много опасных мест,—пароходы идут медленно, и 4-5 верст в час считается порой хорошим ходом. Следующая пристань Воронцовка—большой затон с мастерскими, при нем поселок водников. Здесь зимуют капитаны и матросы, отсюда вышло много «леншких лочманов». От Воронцовки еще медленнее идет пароход. Витим стремительно несет- ся. Местами машина парохода не выдерживает борьбы с водной стихией, и пароход почти не движется. Местами полторы-две версты в час считается достижением. Угрюмые высокие скалы и горные цепи делают еще величавее мощную силу Витима. Лишь на пятый день после выезда из Витима кончает- ся долгий путь, вдали виднеется Бодайбо. Так медленно, шаг за шагом, с огромным трудом, в тяжелых условиях одолевается неделями тяжелый путь в 1800 верст от Иркутска до Бодайбо. Но это летом. Зимой по Витиму и Лене, скованным льдом, несутся пары и тройки лошадей, запряженные в кошевки. Под дикое завывание ветра, через сугробы и ухабы, сквозь режущий мороз—несутся одинокие пассажиры ;? течение многих дней, решившиеся на эту поездку только в силу самой край- ней необходимости. А в распутицу—примерно, с 15 марта до 15 мая и с 15 октября до 15 де- кабря—никаких путей сообщения на Ленские прииски нет. Только телегра- фом и радио поддерживается связь огромного приискового района с осталь- ным миром. Одну треть года прииски целиком предоставлены себе. Эти неудобства могли бы быть устранены только установлением регу- лярного воздушного сообщения. Когда-то делалось изыскание и составлялись проекты жел. дороги, но по меньшей мере 15-20 миллионов рублей ее стоимо- сти от 'Гулуна до Усть-Кута сделали бесполезными эти проекты. Аэролиния должна стоить около миллиона рублей. Создание ее вполне реально. Население Ленского края с живейшим интересом относится к установлению этого пути. В 1925 г. летом на пароходе был привезен на прииски посланный Сибревко- мом 2-х местный самолет, совершавший полеты между приисками и Бодайбо. Этот самолет пробью не долго, но вызвал он горячее желание у населения приисков, чтобы воздушное сообщение стало реальным. Во время пребывания на приисках самолета был проведен воскресник, давший свыше 22.000 рублей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2