Сибирские огни, 1927, № 2
Качуг—первая пристань на Лене. Раньше это было село. В 1926 г. пе- реименовали в город, отняв это звание у Верхоле иска 1 . От того, что переиме- новали в город, Качуг фактически не вырос и чище не стал. Грязен он всегда и всегда в нем много народу, утопающего в этой грязи. Здесь, в Качуге, грузят судна, концентрируют грузы, которые отсюда в обильном количестве напра- вляются и на Ленские прииски и в Якутскую область. Здесь собираются пас- сажиры на Лену и с Лены. Центральное место Качуга—базар, вокруг него постоялые дворы, гостиницы и пр. Но важнейшее значение в Качуге имеет, конечно, пристань. Отсюда, если вода высокая (бывает лишь в половодье вес- ной и осенью), можно ехать на пароходе до Бодайбо, а если воды нет, то отсюда едут лошадьми до села Жигалово. От Качуга до Жигалово 138 верст живописной дороги. Большая часть пути по берегам Лены. Дорогу теперь чинят и весьма основательно. Это вполне своевременно, ибо местами, дорога совсем размыта. Очень высокие отвесные скалы, с причудливыми выступами висят прямо над головой проезжающих. Дорога узкая, почти в уровень с рекой. Местами скалы и река сменяются ровной дорогой, пролегающей между полей. В 35 верстах от Качуга—Верхошенск. Разжалованный город в одну длинную улицу. Кроме этой, почти 4-х верстной, улицы—ничего больше. Когда-то здесь проживал в ссылке Л. Д. Троцкий, но верхоленцы не заботятся о «достопримечательностях», и дом, где проживал Л. Д. Троцкий, даже при помощи прохожих верхоленцев найти трудно. От Качуга до Жигалово можно за сутки доехать- Жигалово—большое село. В нем много новых зданий. Выделяется клуб водников—красивое зда- ние, выстроенное в 1924-25 г. Большое новое здание строит кооперация. Много постоялых дворов, лавченок. От села Жигалово несколько верст до пристани «Парлены». У пристани поселок работающих у «Парлены» водни- ков. Здесь же большие склады, мастерские, конторы, недалеко лесопильный завод. Бывают годы, когда от Жигалово пароходы круглое лето ходят вниз по Лене. Но лишь в половодье 1 можно наверное рассчитывать на пароход, а в остальное время длинные лодки с полукруглыми покрышками или маленький пыхтящий катерок—довезут вас до следующего узлового пункта Лены— Усть-Кута, находящегося в 320 верстах ниже Жигалово. От Усть-Кута вниз по Лене пароходство совершается совершенно бес- препятственно. Только в годы исключительного мелководья пароходы не до- ходят во время спада воды до Усть-Кута. Усть-Кут не только большой торго- вый, но и промышленный пункт. Здесь находятся солеварни, обслуживающие край на значительное расстояние. И все же в августе нынешнего года, когда больше всего нужна соль для засолки овощей, в Усть-Куте соли не было. В Усть-Куте—«трест» лодочников, выполняющий значительную часть грузовых операций, пассажирского и почтового движения. От Усть-Кута большие пароходы все же не ходят. Вообще на парохо- дах по Лене удобств очень мало. Наибольшая часть пассажиров располагается прямо на) палубе, в самых негигиеничных условиях и даже в трюмах барж. Пароходство принадлежит НКПС, но эксплоатируется оно разными организациями: раньше трест Лензолото, а теперь концессия «Лена-Гольд- фильдс». Об удобствах пассажиров компания майю беспокоится. Линия гру- зовая—«неудобно,—можете' не ехать». Парохода ночью не ходят—опасно, и поэтому лишь на шестой день приходит пароход в Киренск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2