Сибирские огни, 1926, № 3

III. «Экономические предпосылки к новому Разбросанность материала вынуждает ж. д. строительству 8 Сибири» (в преде- нас при составлении отзыва придерживать- Л 1 Х Омской ж. д.). Правление Омской ж. д. ся не порядка изложения, принятого авто- Омск. 1926 г. ( IV 4-137 стр.). ром. а сделать это по каждой из рассмат- Книга состоит из предисловиям следую- риваемых железнодорожных линий и ветвей, щих глав: I. «Экономические предпосылки I. Сверхмагистраль Сибирь-Москва (стр. к новому ж.-д. строительству»; И. «Сообра- 2, 3. 38. 39 и 95). жения о постройке ж.-д. линии Томск- Утверждение автора, что в настоящее Красноуфимски Енисейск-Томск Тобольск»; время выгодность постройки сверхмаги- III. «Заключение об экономической целе- страли вполне доказана, весьма спорно; сообразности постройки новых ветвей, идея сверхмагистрали, конечно, весьма и имеющих преимущественно лесопромыш- весьма интересна; в природе сверхмаги- ленное значение и примыкающих к Омской страпи еще не существует, поэтому все ж.-д.»; IV. То же относительно южно-си- рассуждения о ней носят чисто теоретиче- бирской магистрали; V. То же огноситель- ский характер:во что обойдется стоимость но линий Семипалатинск-Чидергы Курган- постройки и эксплоатации сверхмагистра- Шадринск; V I. То же относительно линии ли точно никто сказать не может. Во всех Семипалатинск-Пишпек с веткой Сергио- составленных к настоящему времени поль-Чугучак. подсчетах в стоимость сверхмагистрали не Само название книги нельзя назвать включались, например, расходы на приоб- особенно удачным, ибо не вполне понятно, ре.ение специального, особо мощного под- что автор хотел сказать поставленными в вижного состава, а также складочных скобки словами «в пределах Омской ж д.»; устройств (элеваторов, пакгаузов и т. д.), если здесь имелись в виду те железные без которых невозможно будет бе:пере- дороги, которые находятся в сфере злия- бойное питание сверхмагистрали массовы- ния Омской ж.-д., или те, которые будут ми грузами. Не делалось также подсчетов, примыкать к последней, то почему в книге какие тарифы можно будет ввести на су- упоминаются, например, такие дороги, как ществующих железных дорогах, если пос- Южно-Сибирская и Туркестанская маги- ледние снабдить подвижным составом сверх- страль? Не проще ли было назвать книгу, магистрального типа. Не исключена воз- например, так: «Экономические предпо- можность, что последняя комбинация ока- сылки к строительству некоторых ж.-д. в жется выгоднее, как не требующая предва- Уральской области, Зап. Сибири и Ка- рительной затраты огромных средств, и заксгане»? к тому же в этом случае удастся избегнуть Нельзя также не указать на разбросан- убытков, которые непременно должны иметь ность в книге материала: об одной и той место в случае сооружения сверхмагистра- же дороге говорится в двух-трех местах ли в течение периода, пока массовые грузы (иногда дословно перепечатываются целые не достигнут 200 250 миллионов пудо-верст страницы), выводы же, как это указывает- на зерсту. ся ниже, бывают не всегда одинаковы; стра- II. Сверхмагистраль Сибирь-Индиго (стр. ницы 5,6 и 37 (о северной Сибирской маги- 3 и I). страли) перепечатаны дословно из статьи Рассматривая значение этой линии, ко Шумана «Сверхмагистрализация Сибири», а торую, кстати сказать, никто еще не пред- стр. 7-9 (о линии Семипалатинск-Пишпек)— полагал сделать сверхмагистралью, явтор из записки инж Прокоповича, при чем не указал на следующие отрицательные никаких ссылок на это не сделано; в об- ее стороны: щем получается впечатление, что отдель- 1) высокую стоимость, вследствие про- ные главы написаны разными лицами, неоди- хождения дороги по почти безлюдной ме- наково оценивающими значение той или стности (невозможность достать на месте другой дороги, а руки редактора, который ни рабочей силы, ни материалов): мог бы привести все статьи, так сказать.. 2) тяжелые климатические (приполярные) к одному знаменателю не чувствуется, и почвенные (тундра) условия, делающие Нет в книге также и общих выводов: ка- район непригодным для земледелия и коло- кова же окончательная программа жел -дор. низации; строительства по проекту Омской ж. д.?. 3) раннее замерзание порта Индиго и Поэтому книга не дает цельного впечат- невозможность, в связи с поздним созре- ления, а сообщает лишь отдельные, иногда ванием хлебов в Сибири, реализации уро- довольно сомнительные сведения об эко- жая в год его снятия, номическом значении ряда ж.-д. линий и I I . Северная Сибирская магистраль (стр. ветвей (например, на стр. Зз грузооборот 5, 6 и 40-42). лесовозных ветвей указан в два с лишним Неправильно указание автора, что зна- миллиарда пудов; что же касается поло- чение северной Сибирской магистрали жений и заключений, то многие из них после постройки линии Казань-Свердловск являются весьма спорными. уменьшилось вследствие того, что попреж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2