Сибирские огни, 1926, № 3
ность в данном случае осложняется еще тем, что буряты тесно связаны с монголь ской народностью и расселены так, что, с одной стороны, «не охватываются рамками Бурят-Монгольской республики, а с другой стороны— в составе последней живет весь ма значительное число не-бурят» (стр.17). Итак, каким же образом должна стро иться бурят-монгольская библиография? Что касается библиографии народности, то этот вопрос разрешается легко. Такая би блиография вполне возможна, легко охва- тима и ~ к а к формулирует П. К. Казаринов — «должна быть в целом посвящена этой (бур.-монг.) народности, но с широким при влечением монголоведческого материала во всех тех вопросах, где буряты имеют общность и связность с монголами*, (стр. 19). Сложнее вопрос о библиографии Бурятии, как местного края. Старое административ ное деление должно быть отвергнуто. Но вое деление, особенно учитывая чресполо сицу Бурятии, крайне затрудняет выделе ние ее в особую библиографическую еди ницу - и библиографу приходится учи ты вать географическую слитность Западной Бурятии и Восточной части Иркутской гу бернии. Выход из этого положения автор видит в следующем: нужно построить библиогра фию Прибайкалья, как географического района, а потом уже из этого материала можно выделить тог или иной администра тивный район. Под Прибайкальем в данном случае понимается территория о г водной границы Енисея до восточного Байкаль ского водораздела, а с юга на север—от границ Монголии до 'границ Якутии. Эти соображения автор подкрепляет еще следующим доводом: нельзя не считаться также с наличием существующих библио графий соседних областей. «Приенисейская библиография поставила заслон с запада, Якутская — с севера, на востоке издана «библиография Дальневосточного края»— 3. Н. Матвеева». Таким образом, осталось определенное пространство, которое «и долж но быть принято, как продиктованное не только географическими, но к тому же местными условиями». Разделяя вполне точку зрения автора о недопустимости класть в основу работ неустойчивые адми нистративные признаки, мы все же не мо жем признать силу последних приведен ных соображений о границах, отведенных существующими библиографическими рабо тами. Во-первых, якутской библиографии еще не существует, по крайней мере, в пе чатном виде; во-вторых, никак нельзя ста вить на одну доску исчерпывающий мону ментальный библиографический труд Косо- ванова (по Приенисейскому краю) и, весь ма далекий от полноты, указатель Матве- ^Сибирские Огни». № 3. 1926 г. ева (по Д.-Вост. краю). Таким образом, библиографические изучения еще не отго родили достаточно крепкого и точно очер ченного пространства для Прибайкалья. Мы остановились подробно на статье П. Казаринова не только потому, что счи таем ее важнейшей в сборнике, но и по актуальности выдвинутых ею принципиаль ных вопросов. Вслед за вопросом о по строении библиографии Бурятии перед си бирским краеведением встанет вопрос и о библиографии ойротской, хакасской и т. д. И здесь принципиальное решение, выдви гаемое автором этой статьи, будет иметь немаловажное значение. Из других статей этого отдела следует отметить ценную программную заметку Г. В. — «Об изучении народной медицины» и инструктивно -библиографическую статью П. П. Хороших — «Музыкальные инстру менты, театр и развлечения бурят-монго- лов» (стр 52-68). К сожалению, не все части программы разработаны равномерно. Наиболее удачны чисто-этнографические отделы: «борьба», «бега», «тайлаганы» и т. д. Гораздо менее удались отделы, в ко торых приходится затрагивать вопросы, находящиеся в тесной связи с историей литературы или искусства. Особенно недо работанной представляется глава, посвя щенная театру. В нее не вошли такие спе- цифически-театральные вопросы, как ко стюмы, реквизит, гримм, соотношение тек ста и импровизации и т. д. Видимо, автору остались неизвестными новейшие работы по истории театра, хотя бы русские (рабо та П. Богатырева, статьи и книга Гвоз дева и др.). Трудно согласиться с автором программы в его рекомендации чрезмерной дробности при изучении. Наконец, особо следует выделить прево сходные записи давнего собирателя Пет ра Петровича Баторова. В сборнике ему принадлежат: «Материалы по народной медицине бурят», «Приметы о погоде и сельском хозяйстве» (обработанные совме стно с П. П. Хороших) и «Материалы по народному ораторскому творчеству бурят», где приведена речь шамана при заклинании духа-подлинный образец высокого ора торского искусства. С этой речью в рус ской этнографической литературе может быть сопоставлена только замечательная речь старика-гиляка на медвежьем празд нике, опубликованная Б. Пилсудским в «Живой Старине» (1914, 1-11). Подводя итоги, рецензируемый сборник следует признать значительным явлением как в области изучения бурятской этно графии. так и в области методики крае ведения. М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2