Сибирские огни, 1926, № 3

тическим, то в двух последних он явля­ ется определенно синтетическим. Вопросы областного строительства и познания бе­ рутся во всем охвате и изучаются с разно­ образных точек зрения. И на одном и том же заседании читаются доклады и по эко­ номике и этнографии и даже по санита­ рии. Иным является и состав секции, срав­ нительно с прочими. Состав этих двух секций образует, по преимуществу, уча­ щаяся молодежь, кроме того, должно под­ черкнуть. молодежь рабфаковская. Как ука­ зано в отчете, приложенном к сборнику, самым возникновением своим секция обя­ зана бурятскому землячеству. Таким обра­ зом, перед нами даже не столько научная секция, сколько своеобразный краеведческий семинарий при Вост.-Сиб. Отделе Русского Географического О-ва (ВСОРГО ). И, должен сознаться, поэтому нам показалась самой интересной из всех статей в сборнике— сухая отчетная статья студента Мунхоева, озаглавленная: «Год работы Бурят-Мон- гольской Секции ВСОРГО». Из сухих справок и перечислений отчета встает страница кипучей и напряженной деятельности секции. Первый год прошел, по преимуществу, в докладах и инструктив­ ных лекциях руководителей. Их следует перечислить, как пример тех интересов и тех задач, какие встают перед бурятской молодежью: доклад Н. Н. Козьмина- « З а ­ дачи и программа краеведческих исследо­ ваний, в связи с хозяйственным строитель­ ством Бурятии»; М. И. Амагаева—«Финан­ совая реформа в общей системе хозяйствен­ ного строительства Бурятии»; П. П. Хоро­ ших— «Роль школы в деле собирания све­ дений о быте бурят»; И. Д. Косохова— «Революция и народное просвещение в Бу­ рятии»; И. М. Мункоева — «Революционное движение у бурят в революцию 1905 года»; А. К. Бадмаева — «Тема и литература для докладов по быту истории этнографии и революционному движению бурят» (сов­ местно с П. П. Хороших) и, наконец, по­ следним было сделано сообщение «о соби­ рании краеведческого материала от'езжаю- щими на каникулы». Сборник и заполнен по большей части этими материалами, добытыми во время каникул. Так, И. Д Березовский опубли­ ковал заметку «о природных богатствах Эхирит-Булагатского аймака», А. М. По­ пова записала «Предание о первой встрече бурят с семейскими в Забайкалье» и др., особенно интересны фольклорные записи. Р. С. Мардычеевым опубликованы песни аларских бурят, среди которых особый от­ дел составляют революционные песни, воз­ никшие сразу по свержении колчаковщины, а А. К. Бадмаевым дана чрезвычайно любо­ пытная заметка- «В. И. Ленин в бурятской песне». Песни эти приведены и пс-бурят- ски и по-русски. Чрезвычайно характерно это проникновение жгучей современности в традиционные формы старых песен: «Облегчившему участь каурой лошади— Высокому вагону благодарность. Облегчившему участь хлебопашцев — Красному Ленину благодарность». Комсомольская бурятская молодежь в сво­ их песнях также пользуется еще образами и приемами традиционной устной лирики: «Если красный платок и износился, То пусть город Удинск соткет; Если красный Ленин и умер, То пусть заменит его молодежь». Такого же типа и песни, сообщенные Мардычеевым. Но особенно примечательна из них песнь, певшаяся аларскими бурята­ ми. взятыми на тыловые работы в 1916 году, во время империалистической войны; соби­ рателем этот цикл озаглавлен: «Тоска по родине»: «Хотя на лбу волосы и причесываются. Но магазин с расческами далек—ничего не сделаю. Наши одноулусники-друзья вспоминаются, Но расстояние от них далекое - что я сделаю?». Первая часть сборника посвящена стать­ ям общего и инструктивного характера. Самой важной и самой большой по раз­ меру (стр. 3-25) является статья П. К. Ка- заринова,— «О библиографии бурят и их края». Первые 12 страниц посвящены обзо­ ру существующей литературы по библио­ графии бурят-монголов, остальные - кон­ кретным задачам и формам бурятоведческой библиографии. При решении этих вопросов встают не­ которые принципиальные трудности. По­ становлением 2-й Всесоюзной конференции по краеведению (в 1924 г.) была принята следующая схема работ в сфере краевой библиографии: в первую очередь должна быть библиографирована литература о крае, на втором месте —библиография мест­ ной прессы. В применении к местным усло­ виям (т. е. к условиям Бурятии) возникает первая трудность: как разграничить библи­ ографию местного края от библиографии народности. Край, по определению автора, всегда яв­ ляется этническим конгломератом, т. е. соединением на определенной территории различных этнографических групп, и, ко­ нечно, местный край далеко не всегда совпа­ дает с обитающей на его территории той или иной народностью. Э та общая труд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2