Сибирские огни, 1926, № 3
тическим, то в двух последних он явля ется определенно синтетическим. Вопросы областного строительства и познания бе рутся во всем охвате и изучаются с разно образных точек зрения. И на одном и том же заседании читаются доклады и по эко номике и этнографии и даже по санита рии. Иным является и состав секции, срав нительно с прочими. Состав этих двух секций образует, по преимуществу, уча щаяся молодежь, кроме того, должно под черкнуть. молодежь рабфаковская. Как ука зано в отчете, приложенном к сборнику, самым возникновением своим секция обя зана бурятскому землячеству. Таким обра зом, перед нами даже не столько научная секция, сколько своеобразный краеведческий семинарий при Вост.-Сиб. Отделе Русского Географического О-ва (ВСОРГО ). И, должен сознаться, поэтому нам показалась самой интересной из всех статей в сборнике— сухая отчетная статья студента Мунхоева, озаглавленная: «Год работы Бурят-Мон- гольской Секции ВСОРГО». Из сухих справок и перечислений отчета встает страница кипучей и напряженной деятельности секции. Первый год прошел, по преимуществу, в докладах и инструктив ных лекциях руководителей. Их следует перечислить, как пример тех интересов и тех задач, какие встают перед бурятской молодежью: доклад Н. Н. Козьмина- « З а дачи и программа краеведческих исследо ваний, в связи с хозяйственным строитель ством Бурятии»; М. И. Амагаева—«Финан совая реформа в общей системе хозяйствен ного строительства Бурятии»; П. П. Хоро ших— «Роль школы в деле собирания све дений о быте бурят»; И. Д. Косохова— «Революция и народное просвещение в Бу рятии»; И. М. Мункоева — «Революционное движение у бурят в революцию 1905 года»; А. К. Бадмаева — «Тема и литература для докладов по быту истории этнографии и революционному движению бурят» (сов местно с П. П. Хороших) и, наконец, по следним было сделано сообщение «о соби рании краеведческого материала от'езжаю- щими на каникулы». Сборник и заполнен по большей части этими материалами, добытыми во время каникул. Так, И. Д Березовский опубли ковал заметку «о природных богатствах Эхирит-Булагатского аймака», А. М. По пова записала «Предание о первой встрече бурят с семейскими в Забайкалье» и др., особенно интересны фольклорные записи. Р. С. Мардычеевым опубликованы песни аларских бурят, среди которых особый от дел составляют революционные песни, воз никшие сразу по свержении колчаковщины, а А. К. Бадмаевым дана чрезвычайно любо пытная заметка- «В. И. Ленин в бурятской песне». Песни эти приведены и пс-бурят- ски и по-русски. Чрезвычайно характерно это проникновение жгучей современности в традиционные формы старых песен: «Облегчившему участь каурой лошади— Высокому вагону благодарность. Облегчившему участь хлебопашцев — Красному Ленину благодарность». Комсомольская бурятская молодежь в сво их песнях также пользуется еще образами и приемами традиционной устной лирики: «Если красный платок и износился, То пусть город Удинск соткет; Если красный Ленин и умер, То пусть заменит его молодежь». Такого же типа и песни, сообщенные Мардычеевым. Но особенно примечательна из них песнь, певшаяся аларскими бурята ми. взятыми на тыловые работы в 1916 году, во время империалистической войны; соби рателем этот цикл озаглавлен: «Тоска по родине»: «Хотя на лбу волосы и причесываются. Но магазин с расческами далек—ничего не сделаю. Наши одноулусники-друзья вспоминаются, Но расстояние от них далекое - что я сделаю?». Первая часть сборника посвящена стать ям общего и инструктивного характера. Самой важной и самой большой по раз меру (стр. 3-25) является статья П. К. Ка- заринова,— «О библиографии бурят и их края». Первые 12 страниц посвящены обзо ру существующей литературы по библио графии бурят-монголов, остальные - кон кретным задачам и формам бурятоведческой библиографии. При решении этих вопросов встают не которые принципиальные трудности. По становлением 2-й Всесоюзной конференции по краеведению (в 1924 г.) была принята следующая схема работ в сфере краевой библиографии: в первую очередь должна быть библиографирована литература о крае, на втором месте —библиография мест ной прессы. В применении к местным усло виям (т. е. к условиям Бурятии) возникает первая трудность: как разграничить библи ографию местного края от библиографии народности. Край, по определению автора, всегда яв ляется этническим конгломератом, т. е. соединением на определенной территории различных этнографических групп, и, ко нечно, местный край далеко не всегда совпа дает с обитающей на его территории той или иной народностью. Э та общая труд-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2