Сибирские огни, 1926, № 3

Ю. Сопов погиб во время взрыва во дворе дома Колчака. Поэт стоял ча­ совым у дворца сибирского диктатора. Гибель Ю. Сопова своего рода символ. Горе связавшим судьбу свою с судьбой уходящего, отживающего класса! А завтра тот, кто был так молод. Так дружно славим и любим. Штыком отточенным приколот. Свой мозг оставит мостовым. Это четверостишие принадлежит Г. Маслову, талантливейшему автору «Авроры». Маслов погиб во время отхода белой армии. Его свалила вошь. В т о время, когда в Барнауле была группа писателей, настроенных оп­ позиционно к Колчаку, в Омске— активно-колчаковски, в Иркутске возникла группа беспредметников, группа «Под баркой» (Анчар, Имрей, Мессельман, Нибу). Их творчество—мешанина из футуризма, декадентщины, всяких-изло- мов и вывертов, густо сдобренная жирной похабщиной. Период Февральской революции и Октябрьской, первой советской вл а­ сти, учредиловского переворота, колчаковщины (17-19 г. г.) надо считать п е­ риодом литературного безвременья. З а э т о время Сибирь не дала новых ху­ дожников, старые же не создали ничего значительного. Время последнего прихода в Сибирь советской власти надо х ар а к тери зо ­ вать, к ак время бурного литературного под’ема. На территории Сибири воз­ никает до десяти журналов («Искусство»—-Омск, «Сибирские Огни»— Ново­ сибирск, «Таежные Зори»— Новосибирск, «Красные Зори»— Иркутск, «Т аеж ­ ные Огоньки»— Якутск «Творчество»— Чита, «Сибирь»— Новосибирск и др.). Выдвигается ряд новых художников (среди них такие, к ак Всеволод Иванов и Л. Сейфуллина). Старые писатели начинают оживать. Из старых, начавших до Октября, сейчас работают: Вяч. Шишков, Бахметьев, Гольдберг, Вяткин, Драверт, Ши­ лов Ст., Глеб Пушкарев, Оленич-Гнененко, Березовский, Антон Сорокин и др Двое крупных «стариков» вне нашей литературы— Новоселов, убитый белогвардейцами, и Гребеныциков, бежавший заграницу. Из молодых надо отметить: В. Итина, А. Караваеву, И. Ерошина, Н. Изон­ ги, М. Кравкова, Р. Фраермана, П. Далецкого, Л. Мартынова, И. Уткина, М. Скуратова, Д. Алтаузена, В. Заводчикова и др. Три женщины-писательницы: Сейфуллина, Караваева, Изонги начали свою работу вещами мужественными и крепкими. Если под рассказами, ск а­ жем, Сейфуллиной закрыть подпись, то свежий читатель никогда не скажет, что их писала женщина. Этим писательницам чуждо всякое дамское сладкое рукоделие. Две из них (Сейфуллина и Караваева), особенно первая, в настоя­ щее время широко известны в СССР. Беллетристы: Кравков, Фраерман, Далецкий и Урманов насыщают свои вещи сибирским колоритом, сибирским пейзажем. Кравков рисует Сибирь саянскую, Фраерман— амурскую, Далецкий— приморскую, Урманов— степную Итин сшибает в своих вещах старый и новый быт, на полудикарский быт сибирских туземцев опускает самолет— последнее достижение техники. Из начинающих обнадеживает М. Никитин, человек, несомненно, с з а ­ датками тонкого художника и мастера. Ерошин, талантливейший лирик, зачарованный Алтаем, поет свои про стые, солнечные песни. Поэты из молодняка: Л. Мартынов, И. Уткин, М. Скуратов, В. Заводчи­ ков, Д. Алтаузен, за исключением первого, уже ушедшие из Сибири, все же в своем творчестве пьют из ее родников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2