Сибирские огни, 1926, № 3
С'езд отмечает необходимость систематических библиографических отзывов о всех выходящих номерах журнала в сибирских газетах (с привлечением к этому делу прежде всего работников художественной литературы). Доклад И. Гольдберга—«Сибирская ли т ер а т ур а дореволюцион ного периода». И. Гольдберг начал с разбора первого сибирского журнала «Иртыша, превращающегося в ипокрену», остановился на всех последующих периодиче ских и непериодических литературно-художественных изданиях. Докладчик попутно говорит о «сибирском Карамзине» — Словцове, о Щапове, Потанине, Ядринцеве, Шашкове, Адрианове. Гольдберг разбирает творчество сибирских писателей, начиная с Ершова, Наумова, Федорова-Ому левского и кончая Георгием Гребеньщиковым и Новоселовым. Докладчик отметил, что хотя сибирская литература зародилась очень рано, еще в конце XVIII столетия, но до самой почти революции 1905 года она оставалась простым отголоском господствовавших течений общерусской ли тературы. Только с первой революции сибирская литература становится более или менее самостоятельной, принимаясь за разработку богатейшего сибирского материала, ради его самого. До революции 17 года сибирская литература успе вает себя выявить даже вне Сибири, как литература, по преимуществу, кре стьянская. Основные положения докладчика сводились к следующему: 1. tal) Сибирская литература почти до последнего предреволюционного десятилетия слагалась в самых неблагоприятных условиях. Она не сразу смогла выявить свое самостоятельное, свое самобытное лицо. Чаще всего она была слабым и немощным отголоском и подголоском общерусской литературы. б) В тех же редких случаях, когда отдельные представители сибирской ли тературы отваживались охватывать сибирскую специфику, это сводилось в лучшем случае к этнографическому романтизму (20-30 годы). в) Пред сибирской литературой, почти на всем ее протяжении, не стоя ли резко отчеканенные и отграненные художественные задачи. И в этой обла сти мы видим то простое «упражнение» в литературе (первые журналы), то чистую этнографию (позднейшее время— 80-90 г. г.), то, так называемую ли тературу о Сибири, предназначенную для убеждения кого-то, что Сибирь и все сибирское имеют право на жизнь и на большее внимание к ним. г) Только в самое последнее время (хотя программно это нигде не оформ лено), примерно, после 1905 года, сибирские литераторы и поэты начинают писать не только о Сибири (этнографически), не только для Сибири (пропо ведь областничества), но и по-сибирски, т. е. исходя из данных условий сибир ского быта и его особеностей, без пропаганды и дидактики, а всецело охва ченные сибирской стихией и ей подчиненные. 2. а) Общие условия для промышленного и хозяйственного развития Сибири были тягостные. Отсюда и наличие самых неблагоприятных условий для культурного развития и в частности для развития литературы и искусства б) Вместе с тем многонаселенность Сибири, ее необ’ятность, своеобра зие, суровость и прекрасная величественность ее природы, а такж е обострен ная постановка здесь борьбы за существование давали широкое поле для твор чества и не могли не привлечь к себе сосредоточенное внимание художника и поэта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2