Сибирские огни, 1926, № 3

Перепечатки без разрешения автором и без оплаты гонораром стали бытовым явлением. • Создавшийся в Москве Местком писателей взял на себя защиту писате­ лей, и в силу этого возник ряд судебных процессов. В короткий срок начато 160 дел, главным образом, сводящихся к незаконной перепечатке издатель­ ствами. Отчаянное положение писателя в свою очередь толкает писателя на не­ брежное отношение к своему творчеству, попросту к халтуре, иногда плагиату, переделке своих произведений с тем, чтобы под другим названием протолк нуть их снова в каком-либо издательстве. Тако ва общая картина правового и экономического положения совре­ менного писателя. Писатель вынужден идти на службу, чтобы избавиться о т налогов, чтобы иметь постоянный заработок, обеспечить существование себе и своей семье, отрываясь о т творческой работы. Какой же выход из такого положения писателя? Выход мыслится в орга­ низации писательских сил, в проработке вопросов правового и экономического положения писателя. Сибирский Союз писателей должен разрешить во всей остроте вопросы, связанные с декретом об авторском праве, в той части, которая не дает то ч ­ ных норм или уменьшает права автора, должен поставить вопрос о переводе писателя из группы «Б» в группу «А», о распространении на писателя социаль ного страхования, об ограждении писателя о т посягательств со стороны из дательств. Только при условии создания благоприятных условий для творчеств:! писателя, мы можем требовать от писателя подлинной творческой работы. Прения по докладу т. Пушкарева развернулись, главным обра зом, по трем линиям: недостаточная материальная обеспеченность писателей, невнимательное отношение к ним издательств и редакций и литературная работа в газетах. Выступавшие товарищи (Гольдберг, Вяткин, Казанский, Ерошин, Коп- телов, Сокольский и др.) единодушно признали, что гонорар за художествен­ ные произведения в Сибири ничтожен. Были случаи, когда автор (Г. Пушкарев) за рассказ получал четыре рубля, за строчку стихов три копейки. Тов. Зазубрин говорит о сибирских условиях работы писателя. По его мнению, писатель в Сибири страдает не от недостатка жилплощади, не от ограничений его прав, а оттого, что он здесь причислен к категории «А», что это причисление он заработал— он, действительно, к глубочайшему сожале­ нию, совслужащий. Писатель здесь вынужден за несколько червонцев в месяц продавать драгоценнейшие утренние часы. Писатель в Сибири должен слу­ жить— вот в чем его беда. Писатель в Сибири не выполняет своей основной писательской работы. «Писать можете ночью. Писательство—ваше частное дело»,— говорят нашему беллетристу. — У меня был военком,— говорит тов. Зазубрин,— славный парень, хо ­ роший товарищ. Но он, увы, совершенно не разбирался в вопросах художе­ ственного творчества. Как-то я ему сказал, что пишу роман. Недели через две он спрашивает: «Ну, кончил роман?». Я засмеялся. Военком запальчиво о т р е ­ зал: «Ага, две нежели пишешь, никак кончить не можешь. Довольно надоело мне это, бросай свой роман, нечего волынить». Итак, писателю приходится писать урывками в «свободное» время. Пи­ сатель каждый день бросает свое полотно, рассеивается, разменивается на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2