Сибирские огни, 1926, № 3
чужих произведений должна быть оговорена точно, и размер перепечаток нормирован. • § 6. Срок авторского права слишком мал. Достаточно сказать, что Горький, Вересаев и многие другие старые писатели потеряли уже свое пра во на ранние произведения, их может издавать каждый бесплатно, без разре шения автора. Срок должен быть удлинен. Определив авторские права писателя, законодательство упустило, одна ко, еще один момент. Декретом об авторском праве оно не пересмотрело по ложения писателя, к ак гражданина. Писатель, в силу какой -то иронии судь бы, оказался приравненным к нетрудовому населению, не к рабочим и совет ским служащим, а к группе Б— к служителям религиозных культов и лицам свободных профессий. Это положение вынуждает к оплате подоходного иму щественного и промыслового налога, повышенной квартплаты и др. налогам, от которых освобождены рабочие и служащие. Писатель должен оплачивать договор гербовым сбором (полпроцента) и с получаемого о т издательства гонорара выплачивает 50 проц. того налога, который полагается по закону для промышленников, кустарей и т. д. Конечно, это явление более чем ненормально. Ненормальность такого положения признана всеми, в частности и наркомами т. Бахутовым и т. Со кольниковым, считающими, что вопрос о необходимости отмены обложения писателей налогом может считаться решенным в положительном смысле. . Тов. Ингулов в «Журналисте» № 8-9 дает такую картину жизни совре менного писателя:. «Как питается писатель? Преобладающий ответ —«почти регулярно». Завтрак—«как иногда». Кормятся преимущественно дома. Но встречаются и такие ответы: «Завтракаю на ходу», «пи тание-обед и вечерний чай». Во что обходится это «почти регулярное» питание, видно из того, что из всех давших ответы писателей не оказалось ни одного, не имеющего долгов. Все в долгу, как в шелку. В бюджете писателя долги составляют один из самых обычных и упрочившихся источников «дохода». Один многосемейный писатель на вопрос, приходится ли систематически делать долги, отвечает: «Без долга ни один писатель не обойдется, ибо заработок его почти случайный». Тяжесть положения усугубляется низкими гонорарами (не свыше 25 проц. довоенного) и эксплоататорскими замашками издательств. Тов. Лу начарский в одной из своих статей приводит такой пример: «Молодой писатель—общепризнанный Корифей, вынужден говорить со скреже том зубовным: «Надо бы полечиться, надо бы поучиться, надо бы подумать, а гоно рар мне уплачивают такой, что после напечатания большого романа, уплатив долги, я должен немедленно же садиться за новое произведение, чтобы не очутиться со всем на мели». Издательства платят несвоевременно, часто делают перепечатки из авторов, не оплачивая гонорара. Там же тов. Ингулов рисует взаимоотношения издательств с авторами: «На беготню и реализацию рукописи тратится столько же времени, сколько на создание ее». «Масса времени,—иногда не меньше, чем на создание произведения». «Очень много времени». «На хождение по редакциям затрачивается не менее 50% рабочего времени». «На каждую рукопись не менее трех раз по два часа с хождениями и ожида ниями, т. е. рассказ, написанный в 2-3 часа, требует в лучшем случае на его устрой ство вдвое больше времени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2