Сибирские огни, 1926, № 3

чужих произведений должна быть оговорена точно, и размер перепечаток нормирован. • § 6. Срок авторского права слишком мал. Достаточно сказать, что Горький, Вересаев и многие другие старые писатели потеряли уже свое пра­ во на ранние произведения, их может издавать каждый бесплатно, без разре­ шения автора. Срок должен быть удлинен. Определив авторские права писателя, законодательство упустило, одна­ ко, еще один момент. Декретом об авторском праве оно не пересмотрело по­ ложения писателя, к ак гражданина. Писатель, в силу какой -то иронии судь­ бы, оказался приравненным к нетрудовому населению, не к рабочим и совет­ ским служащим, а к группе Б— к служителям религиозных культов и лицам свободных профессий. Это положение вынуждает к оплате подоходного иму­ щественного и промыслового налога, повышенной квартплаты и др. налогам, от которых освобождены рабочие и служащие. Писатель должен оплачивать договор гербовым сбором (полпроцента) и с получаемого о т издательства гонорара выплачивает 50 проц. того налога, который полагается по закону для промышленников, кустарей и т. д. Конечно, это явление более чем ненормально. Ненормальность такого положения признана всеми, в частности и наркомами т. Бахутовым и т. Со­ кольниковым, считающими, что вопрос о необходимости отмены обложения писателей налогом может считаться решенным в положительном смысле. . Тов. Ингулов в «Журналисте» № 8-9 дает такую картину жизни совре­ менного писателя:. «Как питается писатель? Преобладающий ответ —«почти регулярно». Завтрак—«как иногда». Кормятся преимущественно дома. Но встречаются и такие ответы: «Завтракаю на ходу», «пи­ тание-обед и вечерний чай». Во что обходится это «почти регулярное» питание, видно из того, что из всех давших ответы писателей не оказалось ни одного, не имеющего долгов. Все в долгу, как в шелку. В бюджете писателя долги составляют один из самых обычных и упрочившихся источников «дохода». Один многосемейный писатель на вопрос, приходится ли систематически делать долги, отвечает: «Без долга ни один писатель не обойдется, ибо заработок его почти случайный». Тяжесть положения усугубляется низкими гонорарами (не свыше 25 проц. довоенного) и эксплоататорскими замашками издательств. Тов. Лу­ начарский в одной из своих статей приводит такой пример: «Молодой писатель—общепризнанный Корифей, вынужден говорить со скреже­ том зубовным: «Надо бы полечиться, надо бы поучиться, надо бы подумать, а гоно­ рар мне уплачивают такой, что после напечатания большого романа, уплатив долги, я должен немедленно же садиться за новое произведение, чтобы не очутиться со­ всем на мели». Издательства платят несвоевременно, часто делают перепечатки из авторов, не оплачивая гонорара. Там же тов. Ингулов рисует взаимоотношения издательств с авторами: «На беготню и реализацию рукописи тратится столько же времени, сколько на создание ее». «Масса времени,—иногда не меньше, чем на создание произведения». «Очень много времени». «На хождение по редакциям затрачивается не менее 50% рабочего времени». «На каждую рукопись не менее трех раз по два часа с хождениями и ожида­ ниями, т. е. рассказ, написанный в 2-3 часа, требует в лучшем случае на его устрой­ ство вдвое больше времени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2