Сибирские огни, 1926, № 3
вешенные внутри бубна, бренчат. Старик, гавкая отрывисто и зловеще, с пе ной у рта, старается выгнать шайтана своим шумом. Зрелище отвратитель ное. Женщина страдает после родин, нужно бы к доктору, а где его взять? Шорцы вообще лечиться не охотники, медицина ими отвергается,— вот по чему почти везде можно встретить у шорцев зараженные грязными тряпками раны и язвы: При порезах, в больших ранах, даже заводятся черви. Долго еще после того, как я ушел на квартиру, в полумгле весенней, звездной ночи, разносился гул бубна и крики кама. Когда-то попы-миссионеры крестили этих детей природы и дали им и з лишний повод к лени, заставив праздновать многочисленные церковные праздники. В эти праздники шорцы пьянствуют и разоряются на угощение с’езжих гостей, иногда в сенокосную или страдную пору. Кабыр-Су (угольная река), впадая в Мрассу, с правой стороны образует площадь, на которой находился небольшой улус с волисполкомом. Тут же ютились агентуры скупщиков пушнины. В волисполкоме председателя не оказалось. Он собрал вооруженных шорцев и выехал в тайгу для преследования белой банды, укравшей несколь ко лошадей у мирных шорцев, при том у бедноты. В Шории такие известия передаются почти с быстротою телеграфа. Любой шорец, узнавший новость от своего собрата, не преминет завернуть в ближайший улус, или сообщить встречному, что он узнал. Через какой-ни- будь день огромный край уже знает событие, перетолковывая его на все лады. Банда появилась на пути моего следования на Кондому. Встреча с ней не предвещала ничего хорошего, и я решил дождаться председателя, чтобы узнать результаты его погони. Посетил окружающие маленькие улусы и одиночные заимки. T vt у не которых жителей сохранились стариковские национальные костюмы. Ворот ники халатов, нередко по плису, расшиты простеньким рисунком в крестик и полоску, к ак у жителей верховья Кондомы. Женские платья из пенькового холста, на груди украшаются мелкими пуговицами, часто перламутровыми и раковинами ужевок (челамаш). Носят женщины на пальцах кольца (бурба), по большей части медные, грубой работы. В ушах у них бывают серьги— это суровые нитки, на которых подвешиваются корольки от 6vc, носимых ими на шее. Вот и все украшение. Хояйство шорцев верхней Мрассы и Кондомы не велико — немного пашни, скота и пчел. Рыболовство только для себя. Лесного и сплавного про мысла нет. Занимаются охотой — ловлей лисицы, колонка, белки и соболя, добыча соболя связана с большими трудностями. Соболь ведется в голытах Томи и на Абаканском хребте. Такой путь не каждому под силу. Ловят со боля кулемкой, капканом и сетями. При добыче соболя шкурку сдирают, а тушку уродуют, переплетая и запутывая лапки, и прячут куда-нибудь под колодину, чтобы, по их поверью, не испортить промысла. Колонковать и бел ковать начинают осенью по «чернотропу», т. е. до снега, когда шкурка почти совсем очистится. Соболюют артелями. Изготовляют на каждую артель в 4-6 или 8 человек достаточное количество припасов на один или два месяца. Заготовка делается поровну, и с этого времени они становятся артельщиками на обшем котле, с правильным распределением продуктов старшим артель щиком. Он же изготовляет в туясе и абыртку для повседневного употребле ния. По прибытии на место, они подновляют старый балаган, если есть сухо стой для топлива, если же его нет, то балаган сооружают новый, на более
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2