Сибирские огни, 1926, № 3

вешенные внутри бубна, бренчат. Старик, гавкая отрывисто и зловеще, с пе­ ной у рта, старается выгнать шайтана своим шумом. Зрелище отвратитель­ ное. Женщина страдает после родин, нужно бы к доктору, а где его взять? Шорцы вообще лечиться не охотники, медицина ими отвергается,— вот по­ чему почти везде можно встретить у шорцев зараженные грязными тряпками раны и язвы: При порезах, в больших ранах, даже заводятся черви. Долго еще после того, как я ушел на квартиру, в полумгле весенней, звездной ночи, разносился гул бубна и крики кама. Когда-то попы-миссионеры крестили этих детей природы и дали им и з­ лишний повод к лени, заставив праздновать многочисленные церковные праздники. В эти праздники шорцы пьянствуют и разоряются на угощение с’езжих гостей, иногда в сенокосную или страдную пору. Кабыр-Су (угольная река), впадая в Мрассу, с правой стороны образует площадь, на которой находился небольшой улус с волисполкомом. Тут же ютились агентуры скупщиков пушнины. В волисполкоме председателя не оказалось. Он собрал вооруженных шорцев и выехал в тайгу для преследования белой банды, укравшей несколь­ ко лошадей у мирных шорцев, при том у бедноты. В Шории такие известия передаются почти с быстротою телеграфа. Любой шорец, узнавший новость от своего собрата, не преминет завернуть в ближайший улус, или сообщить встречному, что он узнал. Через какой-ни- будь день огромный край уже знает событие, перетолковывая его на все лады. Банда появилась на пути моего следования на Кондому. Встреча с ней не предвещала ничего хорошего, и я решил дождаться председателя, чтобы узнать результаты его погони. Посетил окружающие маленькие улусы и одиночные заимки. T vt у не­ которых жителей сохранились стариковские национальные костюмы. Ворот­ ники халатов, нередко по плису, расшиты простеньким рисунком в крестик и полоску, к ак у жителей верховья Кондомы. Женские платья из пенькового холста, на груди украшаются мелкими пуговицами, часто перламутровыми и раковинами ужевок (челамаш). Носят женщины на пальцах кольца (бурба), по большей части медные, грубой работы. В ушах у них бывают серьги— это суровые нитки, на которых подвешиваются корольки от 6vc, носимых ими на шее. Вот и все украшение. Хояйство шорцев верхней Мрассы и Кондомы не велико — немного пашни, скота и пчел. Рыболовство только для себя. Лесного и сплавного про­ мысла нет. Занимаются охотой — ловлей лисицы, колонка, белки и соболя, добыча соболя связана с большими трудностями. Соболь ведется в голытах Томи и на Абаканском хребте. Такой путь не каждому под силу. Ловят со­ боля кулемкой, капканом и сетями. При добыче соболя шкурку сдирают, а тушку уродуют, переплетая и запутывая лапки, и прячут куда-нибудь под колодину, чтобы, по их поверью, не испортить промысла. Колонковать и бел­ ковать начинают осенью по «чернотропу», т. е. до снега, когда шкурка почти совсем очистится. Соболюют артелями. Изготовляют на каждую артель в 4-6 или 8 человек достаточное количество припасов на один или два месяца. Заготовка делается поровну, и с этого времени они становятся артельщиками на обшем котле, с правильным распределением продуктов старшим артель­ щиком. Он же изготовляет в туясе и абыртку для повседневного употребле­ ния. По прибытии на место, они подновляют старый балаган, если есть сухо­ стой для топлива, если же его нет, то балаган сооружают новый, на более

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2