Сибирские огни, 1926, № 3
таки е вещи, значение коих может знать только тот, к то их повесил в избе. К шаманам (камам) шорцы обращаются при всех случаях жизни, выходящих из колеи их обыденной жизни: заболел ли кто из домашних или и з скотины, нужно ли идти на промысел—обращаются к шаману. В первом случае полу чить здоровье, во втором— узнать, в какой стороне может встретиться пуш нина. Шаманы эксплоатируют темный народ не хуже попа, но они к этому народу ближе. На ночлег я поместился в сельсовете, находящемся в просторном доме попа. Сам он с женой, затворившись в отдельной комнатке, доживал послед ние дни. Я знал его прежде и посетил. Это был типичный шорец, с окладистой темной бородой, походивший о т изнурения на скелет. Хрипел, еле говорил и поминутно с усилием отхаркивал мокроту в миску на полу. — Кончено дело^—прошептал он с грудным хрипом и уткнул голову с черными косичками на костлявые руки. Худые плечи в черной рясе остро выпирали. Воздух был сперт, тяжел, и я выбрался на сборню к секретарю, малярийному шорцу из Балбыни, живущему ту т же с разбитной женой и взрослой дочерью. Утром я вышел повидаться со своими приятелями-шорцами и русски ми. Анзас гремел по камням, стесненный приисковыми отвалами торфов и гальки. Тут когда-то был прииск. Разрез, уже наполовину замытый вся ким хламом, тянулся по левой стороне речки по ее течению. Шурфы, уже обрушившиеся, с кучками навала, попадались повсюду. У шорцев верховья Мрассы имеются, кроме жилых изб, еще и квадрат ные срубы-юрты с полом, но без потолка. Внутри юрт лавки, на которых навалена посуда и разный скарб, на стенах— предметы промысла, у дверей— выложенный каменными плитами очаг, в крыше—большая дыра для выхода дыма. На этом очаге в железных чашах поджаривают ячмень, толкут его в высоких деревянных ступах и, отвеявши на полукруглой сельнице с плос ким дном— саргаш— перемалывают зерно на ручных мельницах, находящихся ту т же. Крупные частицы размола идут на крупу (курмач), а мука на толкан, который служит у мрасских и кондомских шорцев повседневной пищей. На промысле они из толкана и ржаной муки делают однодневный напиток «абыртку», род русского пива или кваса, слегка опьяняющий. Употребляют его с толканом, иногда присаливая. Здесь, в улусах, почти все занимаются хлебопашеством.' Недостающее количество хлеба привозят из Минусинского округа. Имеют большую тягу к сагайцам, к а к шорцы Томи к качинцам (хакассам). Часто туда переселя ются или уходят на полевые работы, чтобы заготовить хлеб на зиму. Распорядившись относительно немедленного сбора налога и закупивши большое количество предметов из шорского быта, я поручил председателю доставить их ко мне в Кузнецк, попутно с доставкой налоговых денег в Уфинотдел, а сам отправился в лодке на Кабырзу—резиденцию мрасского волисполкома. От Карги до Кабырзы около пятидесяти верст. Пришлось ночевать и сменять ямщиков в маленьком улусе. Народ чем далее, тем нечистоплотнее и беднее. Скотоводство и промысел плохие. Вечером услышал гудение бубна в одной избушке и старческие закли нания кама. Захожу. В избенке, при свете лучины, торч ат несколько человек соседей. Соплястые и грязные, полуголые ребятишки. Больная женщина ле жи т на лавке и стонет, закрывшись белым халатом. Рядом старик-кам гремит колотушкой по бубну, делая ей разные выкрутасы. Бляшки и бубенчики, под- 12 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2