Сибирские огни, 1926, № 3
Председатель, шорец, лет тридцати, об'явил мне, что назначили лодоч ников знающих, бывалых, с которыми бояться нечего. Отправка была назначена назавтра, гак как в такую дорогу требова лось заготовить достаточно провизии. Толпа долго не расходилась. Я пошел по улусу. Улицы грязные, кривые. Жители средняки и бед няки. Богачей нет. Бедняцкие домишки редко— пятистенные, больше— в одну стопу,' с брюшиной, бумагой и дощечками в окнах, крыты берестой или же- лобником. Одежда грубого холста, рваная, в заплатах. Ребятишки полуголые, грязные, загорелые. Бань во всем улусе нет. Мыться и париться не любят. Внутри изб— нищета: голые стены, посуда вся деревянная, самодельная, ме бель тоже. Почти в каждой избе жернова ручные. У средняков есть не только пятистенные дома, но и крестовые. Срабо таны русскими плотниками. Наличники и карнизы под крышей. Крыши тесо вые. Внутри домов чисто, стоят ящики. Мебель получше, крашеная. У знакомых пью чай. На столе, по общему обычаю, праздничная стряп ня: пшеничные блины, оладьи, пироги с творогом и в глиняной чашке подо гретое скоромное масло. Шорки в ситцевых платьях-татарках, на мужчинах пиджаки или блузы. Надворные постройки солидны, у каждого есть амбар, а то и два и обязательно навес для сбруи, седел, хомутов и кошевки. На кошев ках ездят зимой. Телег нет, з а отсутствием дорог летом. В амбарах чистота. Хранится весь скарб. Пригоны из жердей и плах, с навесами. На них стожки оставшегося о т зимы сена. Навоз не убирается, лежит буфами. Кладбища, устраиваемые поодаль о т улусов, содержатся везде отврати тельно. Торч а т кресты и палки, воткнутые подле могильных бугорков, сва лившаяся изгородь. Пред покойниками шорцы чувствуют суеверный страх и после смерти хозяина зачастую покидают жилье или продают его. В каждом улусе встречаются такие избы. Вышел на берег протоки, только что отделившейся от Мрассы, повыше Себерги. Вода прибыла. На коне не перебредешь. На широком лугу подле Чу вашки виден народ, гоняют на лошадях. Движение. Спрашиваю возвратив шегося посыльного. Отвечает— «байга»,- Нужно посмотреть брачный обряд. Беру в сельсовете свой багаж, делаю распоряжение лодочнику Степану утром явиться в Чувашку. Отправляюсь на лодке с посыльным. Чувашка. На окраине пятистенный хороший домик, во дворе народ. На лужке барахтаются ребята. Девчата кучкой поют с переливами песню, ребята подтягивают: Выезжаю на большую тропу, Рысью ехать хочу. Заеду в большой улус— Девиц посмотрю. Сижу верхом на коне, Нагайкой погоняю. Хорошую невесту увижу-- Свататься буду. Черные твои глаза. Как смородина. — Была бы ты моя жена. Красное твое лицо, Как кровь.— Была бы ты моя милая. Старики, старухи и прочий пожилой народ толпились у ограды, сидели на жердях. Курили трубки. Посмеивались над байгой, угадывали, на каком ко личестве калыма помирится зять с тестем. Вспоминали прошлые байги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2