Сибирские огни, 1926, № 3
ной поднимались пихтачи. Кое-где в падях виднелся потемневший снег. Через несколько верст опять спустились на низ и подле заливины перебрались ни широкие л у т . Впереди виднелось сразу четыре улуса: вправо, на заливе, у гор, Курья, прямо — Чувашка, влево — Сиберга и за Мрассой, под тай гой ,— Казас. Скот тощий, маленький, кучками ходил по лугам. Вообще у шорцев скотоводство развито плохо, на семью приходится о т одной до грех лоша дей, редко до пяти. Коров также. Овец и домашнюю птицу, кроме кур, держат редко. Причина— малое количество сенокосных угодий и продолжительность зимы, при глубоких снегах. Молочные продукты шорцы заготовляют только для собственного упо требления. Не представляют также на рынок ни кож, ни мяса. Кожи они вы делывают сами и, разумеется, очень плохо. Чирки из самодельной кожи шьют, по преимуществу, шорки; они же заготовляют в Петровку (около Пет рова дня) траву загад, служащую шорцам обоего пола летом и зимой вместо портянок, и крупную траву с горных высот «Саргут»— для стелек. Загад— шелковистая мягкая трава — очень практичен и тепл, хорошо поглощает испарину. Только обрусевшие, богатые шорцы бросили его и упо требляют портянки, а такж е сапоги, пимы и ботинки для женщин, русского изготовления. Около полудня мы, переправившись вброд через бурную протоку, при ехали в Сибергу к сельсовету. Сельсовет, об'единяющий все окружные улусы, а такж е вышележащие по Мрассе улусы Камешек и Сосновую Гору, быстро собрался из тех лип, ко торые находились под руками. Оказалась молодежь, как и в прочих улусах, виденнькх мною ранее. Старики везде почти отсутствовали и если где прини мали участие, то как-то вяло. Очевидно, новые порядки их ошеломляли, вы бивали из колеи. Зато молодежь кипела. Сборня, ветхая избенка, отдаваемая за гроши для этой цели т у т же живущим хозяином, скоро набилась битком. Молодые шорцы и шорки инте ресовались всем и буквально закидывали меня вопросами: что значит Все российская сельско-хозяйственная выставка, зачем понадобились шорские лыжи, сюртка и нарта? Я им об’яснил. — Ох, это нехорошо будет,— решали они,— наши вещи плохие, над ними в Москве будут смеяться. Многие стыдливо качали головами. Я поспешил их уверить, что для того и устраивается выставка, чтобы зн а ть— кто, где и как живет. Они недовер чиво смотрели на меня. — Далеко мы о т Москвы, там долго еще о нас не узнают. После этого они начали излагать своп многочисленные нужды. На мое предложение дать мне подводы для следования далее, в верховье Мрассы, они предложили лодку, как самый доступный способ передвижения. Бывая и ранее по Мрассе, я принял э т о предложение с удовольствием. Начались споры— кому идти со мною на лодке. Никому не хотелось подниматься по реке в эту пору, полтораста верст с шестом в руках. Член сельсовета опять побежал по улусу собирать общественников. Было воскресенье, народ находился дома. Девушки и парни, пестро одетые, столпились на полянке. Когда я вышел из сборни, ограда ее уже была полна народом всех возрастов. Все галдели, одни ругались, другие смеялись и шу тили. Наконец, выбрали о т своего улуса крепкого, пожилого шорца с подстри женной бородой и усами. Второй лодочник был назначен о т Чувашки, ко то рая находится в двух верстах от Сиберги, куда и отправили нарочного.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2