Сибирские огни, 1926, № 3
тянул свою бесконечную, гортанную песню, и голос его, к ак огонек костра, то затихал , то разгорался. С улусов Тетюнзы и Бородиной пошли шорцы уже без примеси рус- а 1 омью мелькнул улус Усть-Мрасса, на фоне причудливых колонн конгломерата— заклятых богатырей, по преданию шорцев, и слепящих белых шапок далеких гольце® Алатау, в верховьях широкой долины реки Тутуяса. Проехали маленький улус Околь, при устье реки Мрассы, и через ши рокие луговины с редким березняком в’ехали в Мыски. Было уже поздно. Ве черняя заря играла на каймах облачков, кучками ютившихся на западном небосклоне. Краски о т розовых до лиловых переливались в изгибах небесных странников и, наконец, простились с ними, задернув все розоватой полу мглой. Улицы Мысков кривы, узки и грязны. Огромные дома и амбары преж них богачей настроены, как попало, крикливо в своих балясах оконных на личников и карнизов. В волисполкоме никого не оказалось. Рассыльный сбегал за председате лем и секретарем. Они жили поблизости и немедленно явились. Председатель оказался молодым шорцем. Секретарь— была русская женщина. этого нет и если существует рисунок, то он примитивен: черточки и крестики, со ставляющие нехитрый узор. По языку шорцы принадлежат к тюрко-татарскому племени, имея большое сход ство в речи с башкирами и казанскими татарами. Но он много беднее наречий на званных народностей и в разговоре пестрит русскими, а может быть, и иными словами сталкивавшихся с шррцами народностей. Есть разница в языке и среди самих шор ц е в : Томи, Мрассы и Кондомы. Это можно об'яснить тем, что они долгое время были разрознены таежными пространствами, поставлены в различные условия существо вания и соприкасались с неодинаковыми народностями, что в общем не могло не от разиться на чистоте и единстве их речи. Основной тип шорцев пока еще антропологией не установлен, так как изучение их в этом направлении началось недавно, именно с 1924 года, да и то отрывочно Результаты пока неизвестны, так как приезжавший из Москвы антрополог Ярко, Аркадий Исаакович, более не был в Кузнецкой Шории. В беседе со мной он был склонен принять мою точку зрения, что основным типом шорца нужно считать лица, наиболее встречающиеся: стройного и пропорционального сложения, с правильным, нескуластым продолговатым овалом лица, мягкой растительностью на голове и бо роде, от черной до светлорусой, и глазами от черных до серых. У таких типичных шорцев всегда бывает характерная припухлость вокруг глаз. Наряду с такими типами часто встречаются и чисто монгольские типы: косые прорезы глаз, скулы, довольно сильно выраженные, приплюснутый нос и черные во л о с ы , жесткие, на подобие конского волоса. Это об;ясняется тем, что шорцы, пере с е л я я с ь и расселяясь, неминуемо должны были впитать в себя прочие элементы на родностей. Проживая здесь, в Кузбассе, они процедили сквозь свою толщу киргиз, монголов и прочих, переселившихся через этот Край, в силу чего среди них могли о с е д а т ь некоторые народности, а потом и сливаться с ними, что было с остатками вышеупомянутых шодоровцев. Среди шорцев иногда встречается и чисто арийский тип. В последнем случае, вероятно, большую роль сыграли русские беглые поселенцы, которых начальство, чтобы заселить Край надежными людьми, причисляло к шорцам и телеутам и застав ляло платить «ясак». Отсюда получилось название «ясачные». Такие беглецы женилисв на инородческих женщинах. В кузнецких летописях (теперь погибших во время Роговщинб?) не упоминается ни об одной стычке русских с лесными шорцами. Вероятно, они сразу же вступили в мирные сношения с ними. Летописи говорят только о том, сколько вывозилось пушнины из кузнецких пределов (соболя, белки, бобров и пр.), которую могли добы вать только шорцы,—телеуты и ойроты занимались хлебопашеством. Шорцы принадлежат к тюрко-татарскому племени. По статистическим данным Кузнецкого УИК‘а, в 192i году шорцев числилось около 16 тысяч обоего пола. Но вейших сведений нет. Эту цыфру точной назвать нельзя, так как шорцев много на ходится за пределами Шорского района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2