Сибирские огни, 1926, № 3

цветов ребятишки весело щебетали и барахтались. У женщин и девушек иног­ да вырывалась песня, то заунывная, то горластая. Синее небо с плывущими, точно лебеди, облаками, сияло солнцем. Тай­ га стояли весенне-юная, зеленая, с ярко-пестрой подсадой травы и цветов. Все дышало, шелестело, выпирало наверх. Свистели иволги, стонали кукушки. С многочисленных болот доносились торжественные перезвоны журавлей. Горы и тайга справа и слева подступали к Томи, стаскивали ее грома­ дами слоистых песчанников. Дорога была скверная, пересеченная лягами из болот и руслами шумли­ вых речек. Мы с ямщиком-шорцем ехали по берегу Томи, бурлящей мутной водой в наносах и топольниках бесчисленных островов. Шорец, ехавший впереди на тощенькой карей лошаденке, еще неоправившейся от весенней бескормицы, сею и обогнул Кузнецкий Алатау с восточной стороны. Но, встретившись с кирги­ зами и сойотами, повернул волнистыми степями вправо и поселился в верховьях Томи и Шоры, откуда и произошло нынешнее название «шорцы». Со временем шорцы сдвинулись вниз по Томи и заселили нынешние улусы: Чульжан. Куран, Серкаш—ка правом берегу и Новый Улус и Косой Порог—на левом и вышеназванные улусы по Томи, ниже устья Мрассы и вверх по ней до Сосновой горы. Вторая ветвь переселилась чрез Балыксу на Ортон и вообще в верховья Мрассы и Кондомы Таким образом, шорцы, расселившись, стали называться родовыми на­ званиями: Шор Кижи. Томь Кижи, Челей, Карга. Калар и прочее. Со временем у них так назывались волости. С первым поселением шорцев в верховьях реки Томи и на Шоре связано не сколько легенд, как, например, о Татарском базаре и старике Абышка. Родственные связи шорцы и поныне поддерживают с качинцами, хакассами и са- гайцами Ачинского и Минусинского округов. В последнее время как на местах, так и в центре, не раз поднимался вопрос об об'единении этих тюрко-татарских племен. Что шорцы не могли проникнуть с низовьев реки Томи на заселенные теперь места говорит то. что благодаря своей малочисленности они не в состоянии там пробиваться чрез занятые ойротами и телеутами кузнецкие лесо-степи. Телеуты и ойроты были народом воинственным и даже, позднее, явившимся русским давали жесткий отпор. То ж- можно сказать о шорцах Мрасских и Кондомских. Пути их могли быть только через Балыксу и Таштып. впадающий в реку Абакан. Но легендам и устным преданиям, в низовьях Кондомы жили ойроты, а на Мрассе. выше Сосновой Горы, царь Шодор со своими подданными. У этого царька главным занятием был грабеж. Так продолжалось долгое время, пока не пришла какая-то повальная болезнь, вероятно, черная оспа, о чем даже есть легенды. Шодорцы большей частью быстро вымерли, а оставшиеся разбежались и слились с.шорцами, к этому времени уже спустившимися к устью Мрассы с верховья Томи. Ойроты, а с ними, вероятно, и телеуты, также делали набеги на шорцев. Об этом свидетельствует речка Ойрот, впадающая в реку Бельсу, где. по преданию, между ойротами и шорцами произошла битва. Шорцы победили, и ойротский царь бежал с остатками своего войска. На основании всего этого можно заключить, что шорцы в Кузнецком крае по­ селились срравительно недавно. Немногочисленные памятники старины, в виде курганов и валов небольших крепостей, раскиданные по Кузнецкому краю, шорцам чужды, не связаны с ними ничем. Они так и говорят, что это когда-то жила «чудь», и иногда прибавляют: «бе­ логлазая». Эта чудь, по их уверениям, зарылась живьем в курганы, при появлении березы, предшественницы русских людей, чтобы не попасть им в плен. Предметы, на­ ходимые в этих курганах, поселениях и валах, а также обмываемые реками из бе­ регов, с утварью шорцев ничего общего не имеют. ^Глиняные изделия нынешних шор­ цев—горшки—грубы и неуклюжи, а черепки курганов попадаются с разнообразными рисунками. Серебряные и золотые изделия, находимые там же, отличаются худо­ жественной работой. Видны искусные руки, рисунок правилен и разнообразен. То же можно сказать об изделиях из камня, косги, рога, меди и железа. У шорцев ничего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2