Сибирские огни, 1926, № 3
Второе предание и обычаи, связанные с ним, напечатаны Я. Андреевым1). У томичей в древности, когда Юрточная г о ^ 2) в г. Томске была еще не з а строена, существовал обычай ходить на заговенье перед Петровым постом на Юрточную гору «топ тать Гурбан». Гурбан, по преданию, был татарин, жив ший на этом месте. В э то т день молодежь устраивала игры и пляски на этом месте. До Гурбана же на этом месте, по преданию, жил Ушай. В данной ле генде интересно вторичное упоминание имени князя Ушая. Таким образом, ■есть взаимно подтверждающие два сказания. Эти две легенды дают материал для изучения истории Томского края до русского периода и первых годов русского владычества. Исследованием первой легенды, ее интерпретации и является моя настоящая статья. Прежде всего необходимо отметить, что наукой давно констатирована поразительная живучесть географических терминов. Народ, давший той или другой местности, реке, иногда населению свое имя, сошел со сцены, подчас самое его существование уже прекратилось, но имена, им данные, живут, к ак символ былого обладания известной территорией1). Все э т о мы можем на блюдать и в нашей легенде. Переходим к ней. В первых словах, т а к ск азать, в присказке, вскользь вспоминается рас пространенная в Западной Сибири легенда о чуди. В э т о й легенде говорится, что перед приходом в Сибирь русских стало произрастать белое дерево (береза), и чудь, увидев в этом признак будущего порабощения их белым царем, схоронила себя, подрубив бревна, под землей. Самое же предание начинается рассказом о князе Тояне и его «племени Еушта». Эти два собственные имени, действительно, встречаются в истории г. Томска. Народ Еушта, которым правил Тоян, был одним и з татар ских пле мен, «добровольно» поддавшихся русским в 1604 г. и живших з а рекою Томью напротив города Томска. Он состоял в начале XVII в. из 300 человек4), и вла дение Тояна простиралось на 20 верст в длину и 20 в ширину. Там находились два кочевья: зимнее— напротив г. Томска, где находится Тоянов городок, и летнее— около современных Еуштинских юр т5). Еушта или еуштинские т а т а ры, в состав которых входят чернореченские и чатские татары0), принадле жи т к телеутскому роду очу7), когда-то значительному тюркскому племени, переселившемуся с Иртыша в северный Алтай, около эпохи падения Ойрот ского царства8). ‘) Томские «Губернские Ведомости» за 1860, № 52. Автору не удалось достать этого номера, сделавшегося большой библиографической редкостью, и предание пере дано со слов Н. Н. Бакая, за что автор, пользуясь случаем, приносит свою благодар ность. 2) Юрточной она называется от татарских юрт, некогда бывших на ней. 3) Журнал Мин. Народн. Проев. 1917. Статья Лебедева. 4) Фальк пишет, что оно состояло из 800 луков, т.-е. было более многочисленно. Фальк—«Записки о путешествии. От СПБ до г. Томска». СПБ, 1926 г. 5) «Город Томск»—сборник, изд. Сиб. тов. печ.дела. Г. 1912 г., Томские «Губерн. Ведомости»—за 1872, №39,статья Кострова, Фишер—«Сибирская история». СПБ, 1774 г. Миллер—«Описание сибир. царства» Muller—«Sammlungen zun russischen geschichte» S. Pet. 1764 r. A.Castren—«Reiseberichte und brife aus den lahren 1845-1849r.r. S. Pet 1856 r. А. Адрианов - «Город Томск в прошлом и настоящем» ,и др. s) С. Чугунов -«Материалы по антропологии Сибири вХШ».—Древнее кладбище близ г. Томска, «Тоянов городок». Томск, 1901 г. Списки населенных мест России— Томская губ. X том 1868 г., Токмашев А. «Борзы-Каан»—телеутская сказка («Школа и Жизнь Сибири», № 2, ноябрь-январь—1917 г.) 7) Martin—«Sammlunc Sibirica». Stocholm, 1897 г. 8) Радлов—«Обзор тюркских племен юж. Сибири и Джунгарии».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2