Сибирские огни, 1926, № 3

В такой романтической концепции— в духе и стиле своей э п охи— представляет Эрман историю возникновения поэмы. Он убежден, что оком провидца по эт сумел предусмотреть и некоторые детали будущей судьбы обоих героев. «Восстание Мазепы, ссылка его соуч ас тник а Война- ровского,— продолжает Эрман,— в Якутск, где его встретил уже полуоди- чавшим историк Миллер, представляют редкое сходство. Б естужев полу­ чил в пророческой поэме имя своего предшественника по изгнанию, при чем даже отдельные черточки и детали о к азали сь полны ж у т к о й правды. Поэт рисует Якутск, которого никогда не видел, и т а к рисует тамошнюю жизнь ссыльного, что эти стихи, без опасения, можно применить к дей ­ ствительности». «Должно добавить,—за м е ч а е т Эрман, - что и наша сегод­ няшняя встреча была описана з а три года раньше». Самым важным моментом в поэме Рылеева, думает Эрман, была для него судьба друга, и э т о за ста ви ло его о тн ести в поэме на второй план и свой собственный обр а з и свои переживания; но все же он и зоб р аж ает настроения заговорщика, который видит свой позорный конец и все-таки стремится вперед. Он и зо б р аж а е т т о т ужас, который о х ва тыв ает Мазепу, когда он думает о т е х проклятиях, которые падут на его голову после смерти, и когда в памяти народа он о с т ан е т с я толь ко изменником и предателем. Наконец, в посвященных Своему другу ст и х ах он к ак бы напу т ств у ет его словами: «Я не поэт, но гражданин!», заявление, к о торое в первый р а з в такой форме прозвучало в России и з а ко торо е прои з­ несший его за п л а ти л своей жизнью*). Вот э т о -т о удивительное совпадение и тож ес тв о и вдохновило поэта; поэма Шамиссо— о тклик на р ас с к а з Эрмана. Описание путешествия последнего появилось в 1838 году, а Ill-я часть, где была описана встреча с Бестужевым, еще позднее. Поэма же Шамиссо была опубликована уже в 1832 году, в издаваемом им «Альманахе Муз» ( «M u s e n a lm a n a c h » j; основанием для Шамиссо послужил устный р асск аз Эрмана, с которым он находился в тесной связи. Об этом совершенно определенно за я в л я е т и редактор одного из лучших изданий Шамиссо. Он же сообщает, что Адольф Эрман был сыном школьного то в арищ а п о эта Павла Эрмана. Наконец, с Ад. Эрманом связывали Шамиссо и об­ щие научные интересы. Шамиссо был выдающимся естествоиспытателем и з а десять приблизительно лет до пу тешествия Эрмана т а кж е совершил путешествие кругом света. Был он и на севере Сибири и в описании своей поездки сообщает не мало любопытных этнографических деталей**). «Удивительный параллелизм встречи Войнаровского с Миллером и Бестужева с Эрманом поразил воображение Шамиссо»,— пишет редактор издания в уже цитированном примечании. Эти удивительные встречи пок а­ зались ем у тесно сплетенными между собою, и э т у -т о связь он и подчер­ кивает в своей поэме, соединяя р асск аз о Б ес туж е ве с переводом отрывка Рнлеевской поэмы. Возможно, что э то понимание Шамиссо внушил и Эрману, и окончательная, поздняя редакция р а с с к а з а Эрмана явилась уж е в значительной степени под впечатлением бесед с Шамиссо и в призме его восприятий. *) Смотри вышеназванную книгу А. Эрмана. Считаю необходимым предупре­ дить, что приведенные как здесь, так и выше строки не являются дословным пере­ водом, но только близкой к подлиннику интерпретацией. **) К сожалению, с этой стороны Шамиссо также не известен русскому чита­ телю и русской науке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2