Сибирские огни, 1926, № 3
Эт а была не первая встреча Эрмана с сосланными декабристами. Впервые с ними он повстречался еще на тобольском севере, за тем в Иркутске он видел Вл. Ф. Раевского и З а х а р а Чернышева. Последний возвращался из Я к у т с к а ,— вернее, его везли и з Яку тс к а на Кавказ. «Но он был скорее грустен, чем обрадован переменой судьбы,— рассказывает Эрман, ему было т яж е л о расставаться с оставшимися товарищами». Здесь, вероятно, Эрман впервые услышал и об Александре Бестужеве. К сожалению, Н. А. Котляревский остановился в сообщении Эрмана т ол ь ко на личном моменте и не привел всего р ас ск аза целиком. Последую щие исследователи обычно т а кж е базировались только на тех отрывках, к о т о рые были переведены Н. А. Котляревским. Не был использован э т о т р асск аз целиком и автором позднейшей и самой подробной работы о пребывании де кабристов в Якутской области (имею в виду работу Б. Г. Кубалова). Между тем, р асск аз Эрмана особенно интересен и значителен в той части, где он передает свои впечатления, основанные, конечно, на рас ск а з а х Б ес туж е в а о 14 декабря и декабристах. Эрман не принадлежал к числу т е х путешественников и ученых, которые не умеют и не жел ают видеть ничего, что л ежит вне поставленной им темы. Сын своего времени, когда воздух, по выражению поэта, был еще «раскален пламенным ды ханьем свободы», когда еще свежи были в памяти события i 789 и уже предчувствовались июльские дни i 830-го, Эрман с особенным интересом и волнением отнесся к участникам первой революционной вспышки в Р о с сии. И его р асск аз о же р тва х 14-го декабря пронизан глубокой симп а тией и сочувствием и к ним и к их делу. Эти-то подробности и упущены в передаче и Н. А. Котляревского и Б. Г. Кубалова. Эрман рассказывает, между прочим, к а к губительно по действовала «политическая драма 14 декабря» на расцвет русской л и т е ратуры, в частности поэзии. Он называет, в качестве крупных деятелей литературы, которым суждено погибать в тюрьме и ссылке, Н. Бестужева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского (почему-то к литераторам он причисляет и М. И. Муравьева-Апостола). Особенно же выделяет он Рылеева и А. Бестужева. «Как издатели ли тературно го журн ал а «Полярная Звезд а»* ),— гово рит Эрман,— они в течение трех л е т действовали в том свободолюбивом направлении, блестящим венцом которого явилась последняя по эи а Рылеева». «Я говорю,— продолжает он,— об его поэме «Войнаровский», к о тор ая вытекла из самых сокровенных глубин благородного сердца». Он н азывает э т у поэму «жутким созданием провидца». Происхождение этой поэмы об'ясняется, по мнению Эрмана, тем настроением Рылеева, в котором он находился з а несколько месяцев п е ред своею смертью. «Ему стало ясно,— говорит Эрман («благодаря ли тон к ому расчету заговорщика или тому , что мы зовем предчувствием»),— к а к распадутся нити той паутины, ко торую он т а к упорно тк ал в т е м ноте; он видел уже крушение и гибель своих планов; он видел уж е сво его друга Б естужева, отторгнутым о т общества, а самого себя— в руках палача. Но с мужественным спокойствием стремится он все же довести до к онц а то дело, к о т о р ом у была посвящена его жи знь, и в э т ом -т о настроении, в трагическом предчувствии неотвратимого, создал он свое бессмертное произведение». *) Следует напомнить читателю, что «Полярная Звезда» была не журналом, но альманахом, издававшимся А. Бестужевым и Рылеевым. Первый сборник вышел в 1823 году.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2