Сибирские огни, 1926, № 3

«В 1828-29 г. г. прусский ученый, д ок тор Эрман, посетил Сибирь с целью изучения силы земного магнети зма, что входило в общий план п у т е ­ шествия зн амени то го Гумбольдта, норвежского профессора Ганстеена и л ей т ен ан т а норвежца Дуэ. Как Эрман, т а к и Дуэ, проследовали по т е ч е ­ нию реки Лены, побывали в Яку тске и др. городах». Дуэ в Вшпойске встретился и подружился с М. И. Муравьевым-Апостолом и другими д е­ кабристами ; в Яку тске прои зошла встреча Эрмана с Бестужевым*). Бестужев, чем мог, старался быть полезным Эрману, он составил ему метеорологическую таблицу для сравнения высоты мест, помогал в р або тах и других. Позже он написал ему ученое письмо, ко торо е было опубликовано в «Московском Телеграфе» (1831 г.) и по зж е вошло в его собрания сочинений**). Сам Эрман т а к описал э т у встречу: «Однажды вечером, когда в присутствии многих яку то в я производил мои астрономические наблюде­ ния, меня в темноте поразили фр анцу зски е слова и вопрос одного чело­ века, который спросил меня, пожелаю ли я повидать его, хо тя он и з овется Бестужевым? Я рассеял его сомнения, о тв етив ему к азац кой поговоркой: «Гора с горой не сходится, а человек с человеком...», и за т ем в моем оди­ ноком жилище я имел в о зможность насладиться очень занимательным разговором. В человеке, который звуками цепей и в тюрьме был пробуж­ ден от сн а свободы, который за тем , ожидая позорной смерти, к ак б л а г о ­ деяние, принял изгнание,—в таком человеке я мог бы ожид ать встрети ть и звестную черствость или стоическое равнодушие. Здесь же был передо мной человек, который в чертах лица, словах и фигуре сохранил всю св еж ес ть юности и блеск благородного т а л ан та . Он признавался мне, что веселость настроения в нем против воли всегда зано в о за рожд ается; что тяж е с т ь прошлого и безн адежного будущего должн а была бы е с те ст­ венно давить его, но что в нем все-таки до с та точн о любви к н астоящему и смелости, чтобы им пользоваться»***). гораздо ближе: черты казачки мог подсказать ему образ собственной жены Наталии Михайловны Рылеевой. После ареста 'Рылеева он& писала ему в крепость: «Где бы судьба ни привела тебе быть, я всюду следую с тобою. Нет, одна смерть может ра­ зорвать священную связь супружества. У нас есть дочь. Мы должны вместе разделять участь, постигшую нас». Письмо от 18 мая 1826 года Дит. по собр. соч. К. Ф. Рылеева, под ред. П. А. Ефимова. Спб, 1872, стр. 318. Что касается Трубецкой и Волконской, то едва ли Рылеев был с ними знаком. М. Н. Волконскую он определенно не мог знать, а с Е. И. Трубецкой знакомство могло быть самое поверхностное. *) Б. Кубалов—«Декабристы в Якутской области». Сб. труд. проф. и препод. Госуд. Иркут Унив-а, выпуск II. 1921 г. **) Там же; также см. Н. Котляревский—«Декабристы». Спб. 1907 г. ***) fld. Erman «Reise urn die Erde und die beiden Oceane in den lahren 1828. 1829 und 1830». Erste fibteilung. Historischer Bericht. 111. Band. «Reise von To­ bolsk bis zum Ochozkeer Eismeere im lahre 1829» s s. 81-84 und 269- 75. (А. Эр­ ман—«Путешествие кругом света и обоих океанов в 1828, 29 и 30 г.г.». Первый от­ дел. Исторический отчет. IJI том. «Путешествие от Тобольска до Охотского Ледови­ того моря в 1829 г.». стр 81-84 и 269—75). Этот отвывок перепечатан в виде ком­ ментария к поэме Шамиссо в полном собрании его сочинений под ред. О Вальцеля. («Deutsche Hational-Literatur». т. 14-8).—В приведенной выше части я воспользовался переводом Н А. Котляревского: «Декабристы А. И. Одоевский и А. А. Бестужев», Спб. 1907. Стр. 152.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2