Сибирские огни, 1926, № 3

Тяга на ленские прииска была сильная. Многие с нетерпением ждали дня, когда наступит срок внутри губернского или уездного передвижения. Карап- чанец, Абрам Колко, заработавший на ленских приисках фотографический аппарат, приехал обратно, с целью изучения края. Обслужив всех ссыльных своим аппаратом, Колко ушел к тунгусам на речку Хатангу по изучению их условий жизни, быта. Прожив долгое время у тунгусов, он снова возвратился в Карапчанскую волость с большим багажом заснятого и записанного матери­ ала. Бегство из ссылки в 1912 г. кончилось его гибелью. По одной версии, он был убит в Сибири, по другой, он погиб по пути следования в Америку. Колко оставил неизгладимую память о себе не только в среде всей ссылки, но и среди крестьян и тунгусов, которые с почестями вывезли его к Ангаре на оленях. Преображенский Евгений, не расставаясь с ружьем, проводил время в охоте на дичь. Его излюбленным местом охоты была речка Идучанка, впа­ дающая в Ангару. Материально жизнь Преображенского была более чем скромная. Темная облупленная изба, в которой он жил совместно с Самсо­ новым, напоминала скорее сибирскую этапку. В углу на косяке книги, газе­ ты, общая пустота кругом. На столе порыжевшие кружки, котелки, чайники в саже. Обстановка говорила з а то, что квартиранты остановились на пе- репутьи не надолго. Из Карапчанской волости Преображенский бежал два раза. Вот один и з моментов жизни Преображенского в избе: обросший боро­ дой, в потертой рубахе, Преображенский, завязавшись передником-тряпкой, заводит веселкой ржаную кислую квашню. С подозрением смотрит на грязно­ ватого цвета массу и к ач ает головой. На сосредоточенном выражении лица к ак бы написано: «а ну-ка что из тебя, христовая, выйдет?». Квашня с т а ­ вится на печь, и оба между собою советуются, когда надо затапливать рус­ скую печь. В большинстве своем и интеллигенция пыталась что-нибудь делать, но неудачные начала надолго отшибали охоту. В 1909 году осенью ими была предпринята кампания по сбору кедрового ореха в деревне Ершовой— сши­ бать кедровые шишки. При обильном тогда урожае по всему Киренскому уезду пена на орех пала до 60 коп. з а пуд. Промысел не оправдал расходов и одежды, изорванной в лохмотья. Больше всего ссылку занимал пушной промысел. По примеру крестьян, задолго до сезона ссыльные запасаются охотничьим провиантом, за налич­ ные и в кредит приобретают охотничьи ружья. Работающие на чистках, ма­ стерских, на подрядах у крестьян, бросают недоконченные работы, группи­ руются по 2-3-4 человека и выступают на промысел по всем правилам. Строят в тайге шалаши и зимовья, обзаводятся необходимым инвентарем хозяйства в тайге. В дальнейшем крестьяне учли способности ссыльных и стали при­ глашать к себе в свои ухожья (участки тайги) в компанию из части. Послед­ нее было наиболее выгодным для ссыльных и само собою устраняло неудо­ вольствия, что ссыльные «опромышливают» их участки, а т а кж е не нужно было обзаводиться инвентарем, зимовьями, нанимать вьючных и запасаться хлебом. И, наконец, э та связь мирила и сближала ссыльных с крестьянами— закладывала прочный фундамент дружбы до родства включительно. Были и не­ удачи в охоте и в охотниках. Художник Гинсбург, попросивший у своих то ­ варищей лыжи и ружье, чтобы испытать свои способности в охоте, возвра­ тился с обломками лыж и багровою шишкой на лбу. Он сшиб лбом березку, но случайно налетел на березку одутловато-гнилую. Сломав лыжи, без к о то ­ рых и невозможно бродить в конце зимы в хребтах, Гинсбург на обратном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2