Сибирские огни, 1926, № 3
Оказалось, он знал Екимова, Павловскую и других ссыльных. Предложе ние ех ать вместе, не за езж ая в Невон, что сокращало ходьбу, было принято. — Сорок верст— полтора часа,-—хвалился новый знакомый. Ссыльные завернулись в одеяло. Купец, прерываемый сильными встряска ми по ухабам дороги, кр атко сообщил о ссыльных. Предупреждая, что он из уголовных ссыльных, рассказывал о себе. Жаловался на холодную Сибирь, где когда-то отморозил себе ногу. Хвастал хорошим к нему отношением крестьян. Ругал самодержавие, которое мучит та ки х милых людей, к а к Павловская. Умышленно или неумышленно он не коснулся взаимоотношений с тунгусами, от трудов которых плодилось и богатело купечество. Возможно, что поселен цы прослушали, та к к ак слово «тунгус» заменялось всеми— и крестьянами и купцами— презрительным выражением—г«тварь», «зверина», а пути к обо гащению— «шпирт». — Училка-то?— переспросил старик с полатей,— у нас живет. Поди, ско ро прибежит она... Кака лопать плоха у вас, ознобиться недолго. Эй, бабы, по- гуровите самовар, да погрейте мужиков. В обширной избе готовились к празднику, стряпали, скребли, вари ли пиво. — Дедушка, большаки сказывают— не кончат выстилку,— сказал вбе жавший, весь в куржаке, подросток. — Кончайте! Темнять начнет, очаг на гумне разведете. Беги-ко да гар кай там Абрама паужинать, неровно прибежит— нагалит всех ни про что. Вошел щуплый седенький старичок. На холщевом фартуке и рубашке нацеплялись мелкие стружки. Он достал из-под лавки четверть вина, внима тельно осмотрел на столе ложку, повертел в руках и бросил в шайку с по моями. — Ну и лешевы бабы, доброй ложки не нашли,— заволновался хозяин. Уходя на работу, Абрам пододвинул недопитое вино и стакан гостям. — Шальной, дичалый,— ругалась молодуха.— И никово-то не с’ел, одни., стерляжьи хрещи выбрал. — Гришатке надо н ак азать , чтоб глядел за Абрамом,— предупреждал хозяин.— 'Придут праздники, за ко л ее т на улице пьяный, али похитят ево у нас, талды и изба не доспеется. — Тов. Неверов, ты знаешь Абрама Анухрина?— заговорил Кондаков.— Это ведь знаменитость здесь— чуть ли не первый плотник и столяр. Все, что есть хорошего из построек, мебели— его работа. Пьяным его, действительно, крадут друг у друга. А перед его приездом делают генеральную чистку, за п а сают водки, заготовляют свежих продуктов. Еврей он, в ссылку пришел лет девятнадцати. Любопытная у него вера, рассказывают. Верит почему-то одно му Николаю Чудотворцу и только ему стави т свечи. В церковь заходи т обык новенно пьяный, подает церковному старосте деньги и говорит: «На тебе цел ковый, возьми свечку, поставь Николаю Чудотворцу и скажи ему, что это от Абрама Анухрина»,— тем дело и кончается. Или во т здесь есть ссыльный Иван Андреевич Кузнец— э т о его профессия и фамилия, который тож е раб о тает з а вино. Мужики говорят, что лучше его ни к ак ая фабрика не сделает топора. — Куда там фабрика,— вмешался хозяин.— Летось я десять днищ про ездил к Ивану Андреевичу, чтоб топоришко лесовичек доспел. Золотые руки. И всяку-то работу умеет делать. А вот Абрам-то наш остарел, не стало прыти в работе— копошится тапери.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2