Сибирские огни, 1922, № 1
Этот мотив из Бранда проведен последовательно во всех актах, разница только в том, что разрыва между толпой и героем нет и они вместе достигают вершины, но движущей силой везде, даже в капиталистической обстановке, остается герой, и если тут нет его драмы и гибели, то это язпяется искусствен- ным и надуманным, ибо органической заинтересованности, коллективного сотвор- чества толпы, необходимого условия победы личности, совершенно ни в одном акте нет. Победа героя часто показана довольно в наивных формах, кач во II акте, где герой Джордано перекрикивает и пугаег своим дгмнчыл моно югом голос бога в храме. Вся поэма делана, выдумана, вымучена. По всем правилам ложнокпассика Буало. Вам надое любовь? И она есть. Но этот элемент любовной лирики, про- секающий все ачты, пришит также искусственно: женщина и ее люэ о зь при- носятся благодарным автором героям, как подарок судьбы, видимо для их б оль- шей вдохновенности. И на всем этом движении вперед, выше, которого всегда хо i er (азг о выделяет курсивом героя, даже говоря о нем в 3 ем лице), лежит какая-то ицэа листическач пустота, бескровное сияние „холодных вершин". Пьеса написана белыми стихами, правда, кое-где перемежающимися риф- мованными строками. Стиль переводного Бранда. Самый слог грешит часто большими неправильностями, так, напр.: И церковь—царство бога на земле, Подобно вседержителю вселенной В день страшного суда, сидит на троне. (Стр. 84). Церковь, если ее понимать даже как общество верующих, трудно усадить на трон. И в общем, нашей эпохе социальной революции поэма ничего не гово- рит, да и пожалуй никому не скажет. К чему эти высокопарные темы?—Гораздо интереснее нам, если бы автор взял какого-нибудь Ивана Ивановича, да рассказал, как он ест теперь с вою ды- ню под грохот революции. Да, но всем почему то хочется на „вершины"... Пустое дело, пустые вершины! В- ШАПЯРЕЦ, « К о н е т. С о к о л о в . Вороги. Пьеса в 3-х действиях из революционной жизни деревни. Сибгос- издат. 1921 год. Омск. Содержание: в семье богатого кулака красноармеец сын Петр и его жена Лукерья настроены революционно, а второй сын и родители не принимают революции. Становятся .ворогами" дети и ро- дители. Петр и Лукерья уходят от отца, и около них группируется революционный элемент деревни. Скоро прозревает и второй сын кулака, Федор, тоже уходит от отца, а потом и мать переходит к Петру, узнав, что муж ее с другими богатыми мужиками устраивает поджоги, чтобы еще больше ра- зорить деревню и заставить поклониться кулакам. Петр требует к ответу отца, и на собрании проис- ходит бурная сцена. Встречаются .вороги". Яркие образы дейс вующих лиц автор дает только в примечании, определяя их. И талантливы в пьесе только примечания Действиями героев автор своих примечаний не оправдал. Все до одного Действующие лица, добродетельные и недобродетельные, бледные, бесцветные Ни одного яркого штриха, характерной черточки. Пьеса громоздка, растянута, вся состоит из разговоров героев с самими собой и другими действующими лицами. Действия мало. Разве только в последних сценах. И-ВА- И. С в а д к о в с к и й . Изобретатепь Бытовая драма из жизни рабочих. Ом^к, 1921. Стр 43. Изобретатель, рабочий самоучка... Муки и радости творчества.. Неверный шаг, неудачная по- пытка облечь в живые формы смутные мечтания, ряд разочарований, и жгучая радость, когда это одним смелым полетом мысли превращается в действительность. Побеждает царь разум .. Таков изобретатель (или почти таков) по существу.. Таким ожидаешь его увидеть и здесь. И, несомненно, читатель будет разочарован. Автор не дал изобретателя Есть рабочий Корнев, СТО- РОННИК Советской власти, быть может коммунист, стойко борющийся вместе с группой других рабо- Чих за поднятие производительности труда, сохранение завода, увеличение его мощи Мук творчества изобретателя нет. Бытовой драмы тоже. Герои переживают приключения: жена Корнева, Ксения, соб- лазнена техником Мамонтовым, двадцатилетняя сестра его, Соня, увлечена студентом.. А на этом фоне герои говорит зажигательные речи, направленные к тому, чтобы убедить неверую- щих и шкурников, заставить их работать во имя общего блага. „Бытовая драма" превращается в °быкновенную агитационную пьесу, и как к таковой, ремесленно написанной,особых требований пред'яв. ля ть не приходится. Но все же она написана лучше многих агиток подобного рода. П. Б-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2