Сибирские огни, 1922, № 1

Если к этому добавить, что в культурно-просветительном отделе авторы открывают америку: „учись и учи" или „заводи библиотеки", то невольно хо- чется повторить за Лениным: „перестаньте болтать!" /Л- Б, Я. Н. Я д г о к о в. Советская пресса в Сибири в 1917—18 г. (Материалы к библиографическому обзору). Иркутский Госиздат. 1922 г. стр. 24. Вот издание, которое так нужно в данный момент и которое необходимо приветствовать- Яв г ор произвел весьма трудную и неблагодарную работу, но сумел дать более или менее полный список советской прессы указанных годов, не ограни- чиваясь сухим перечислением, а дэвая все наиболее яркое, чем характеризо- валось то или иное издание, включительно до лозунгов и указания условий, при которых превращала свою жизнь советская пресса в июньские дчи 18 г. Даны сведения о '92 изданиях, печатавшихся в 35 пунктах, начиная от Екатерин- бурга и Челябинск! и кончая Владивостоком, Харбином и Якутском, включи- тельно до прифронтовой газетки „Красноармеец", прекратившей свое издание 16 августа 18 г. Данные страдают некоторой неполнотой (нет сведений о Нижнеудинске, Ячинсче), но автор искупает это указаниями на даты начала и конца советской власти в отдельных городах Сибири в 17—18 г., ссылками на №№ газет, где напечатаны те и пи иные ценные документы (много цитат) и тем, что это все таки—„ма!ериалы к библиографическому обзору". Издание внимательное. Внешний вид, как все последние иркутские издания, ХОРОШ. Б _ И М а й с к и й . Вершины. Драматическая поэма в 4актах, в 15 картинах. Сибгосиздат. Год не указан. 181 стр. в Y 8 листа. Четыре акта разделены промежутками тысячелетий. Первый акт—среци первобытных охотников, второй относится приблизительно к XVI веку, судя по обстановке и центральной идее; третий к капиталистическому миру и, наконец, последний—к далекому будущему человечества. Основная идея пьесы—вечное движение человечества к вершинам, счастью, конечному познанию, что огределяется эпиграфом из Гейне и тем, что поет толпа в последнем акте: „В вечном движеньи все выше и выше смысл бытия". Идея не нова. Идея вечно~с стрем тения втеред и выше являлась не раз темой для произведений художников. Можно < казать, она лежит во всяком из них, даже в „Старосветских помещи-ах" Гоголя, п скольку Пульхерия Ивановна пугает нас своей недчиж чостью, мертвечиной... Идея жизненна, динамич <а. Здесь снч взята в абс-ракции и подогнана к „костяку" проз-едения. Если взять „Б андч" Ибсена, (ведь Бранд тоже увлекает тот ту к ве шичам), то т у т в основе та же идея, но огромному суровому таланту Иэсена удапось ее облечь в плоть и кровь. В „Вершинах" есть нетто сходное, но „костяк" произведения, охватываю щий историю человечества и заглядывающий одн^м уг юм в будущее его, дг- лает замысел слишком грандиозным и трудно выполнимым. К>гда читаешь поэму ( а ее трудно прочесть!), то остается втечатлечие пустоты, бескровности. Из трагически красивого сюжета получается perpetuum mobile. С первого акта ясно, что аатор все действие строит и все рисует, как фзн дпя действий одной сильной ли шэсти героя, увлекающего толпу, презирающей ее, застывшую и прилипшую, как горьковс«ий уж, к долингм. На ругательные слова по отношению к толпе автор не скупится устами своих героев; тут и „трусость жалкая" и „слабость и легковерность" и прочие аксессуары „высшей личности". „И ваше маленькое счастье здесь Вы предпочтете гордым и опас.-,.- Блуждачиям по горным высот? говорит герой Ялькор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2