Сибирские огни, 1922, № 1

Сущность содержания повести заключается в изобретении Гелием машины- микроскопа с произвольно-большим увеличением изображения объекта, которая дала ему возможность рассматривать непосредственно строение молекулы. Однажды Риэль ночью во время бессонницы вздумал рассмотреть строение голубого фо сфоре сцирующе го шара, игравшего р^ль ночника. И т у т - с р е ди огромной захватывающей картины новых миров, идет описание одной, выбран ной наудачу молекулы, которая оказалась новой солнечной системой. И там он нашел планету, подобную земле. Картины, которые увидел Риэль на этой земле, полны всеми ужасами современного человечества. Здесь и изображение европейской войны народов, и революция, и гражданская война с ее диксстью и жестокостью, и голод, и сытость ожиревшей толпы на пляже модного ку рорта. Ужас „маленького адика" поразил Риэля. Тайна космоса встала пред ним еще ярче, когда он почувствовал на <ебе взгляд Риэля другого мира, Риэля микрокосма, рассматривающего его так же, как он землю. В заключение Риэль отравился. На земле он стал Гелием. Мелкие детали, рассыпанные живыми 6necTf ами по повести, придают ей убедительность подлинного наблюдения. Поэтическое миросозерцание и фило- софия автора, проглядывающая, как бы против его воли, в отдельных фразах, обладает определенностью единого синтеза. Подобно ароматному старому вину, эта философия опьяняет душу высшей уверенностею и дает Гелию силу спо койно итти на смерть. Язык повести приятно выделяется вдумчивым желанием приблизиться к мастерам, хотя, иногда, не свободен от неуклюжей постановки придаточных предложений. К недостаткам повести следует отнести противоречивые впечат- ления от фигуры Гелия... Читатель чувствует какой-то скрытый разлад между фигурой красного партизана, смело идущего по пути революционно гражданской войны и Гелия-студента Петербургского университета, поэта мечтателя. К не достаткам изложения также следует отнести малую оттененность ссновных фа ктов. О сущности изобретенной машины говорится в дву< словах, и при бёглом чтении соль повести ускользает от внимания читателя В повести мало дей ствия, динамики, много описаний, отсутствует сконцентрированность содержания, для рассказа „Открытие Риэля" она слишком длинна, а для повести „Страна Гонгури" у ней не хватает единой связующей мысли. Автор не сумел сковать материал железной рамкой художественной необходимости. Получается впе чатление, что не автор владеет материалам, а материал—автором. Все же мы приветствуем э*у маленькую книгу, как произведение, где бы- тие и его загадки, освещенные поэтической индивидуальностью автора, автора- коммуниста, встают во в ем своем непреходящем значении, настойчиво призы- вая человечество к разрешению их. Цена книги по современному недорога—20.000 рублей. _ _ _ _ _ _ П. К. „ П е ч а т ь и Р е в о л ю ц и я " . Журнал критики и библиографии. Под редак- цией А В. Луначарского, Н. М. Мещерякова. Н М. Покровского, В. П. Полон- ского, И. И. Степанова-Скворцова. Государственное издательство. Москва 1921 г. К н и г а п е р в а я . Май июль. Стр. 195. К н и г а в т о р а я Август-октябрь. Стр. 252. (Книга вторая с подзаголовком: „Журнал литературы, искусства, критики и библиографии"). Полтора века русские библиографы не могут "найти такой тип журнала, который оставаясь специально библиографическим, в то же время был бы инте- ресен и нужен широким кругам читателей. Большей частью ставились настолько широкие задачи, что библиография в собственном смысле слова отходила на задний план, или даже совершенно исчезала. Это были журналы скорее исто- рико-литературные, чем библиографические. В минувшее десятилетие Русским Библиографическим Обществом при Мо- сковском университете был найден соответствующий тип журнала, каковым яви- лись «Библиографические Известия> (1913—1917 г. г ). Но этот прекрасный жур- нал, посвященный исключительно библиографическим вопросам, страдает суще- 170 i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2