Сибирские огни, 1922, № 1

• О т з в у к и . Сборник в]пользу ^голодающих. Литер. Подотд.|Иркгубполит- просвета. Иркутское отд. Госиздата. Цена 8000 руб. 52 стр. Маленькая, изящно-просто изданная книжечка. Издатель в предисловии к сборнику оговаривается, что „Отзвуки"—сборник случайный по своему содержа- нию. И все-таки, несмотря на эту случайность помещенного материала, сбор- ник живо и с интересом читается. Самая значительная по размерам вещь— рассказ Ис. Гольберга „Человек с ружьем" написана хорошим литературным языком, изображает один из кровавых эпизодов партизанской борьбы с колча- ковскими войсками. Сюжет рассказа по замыслу является крайне интересным. Маленький Кешка своим непосредственным чутьем крестьянского мальчика при встрече с партизаном—„человеком с ружьем"—учуял в его ясной и веселой улыбке и простоте широкую родною силу, которая и увлекла мальчугана в ряды партизан. Гибель „человека с ружьем" явилась трагедией Кешки. К сожа- лению, в конце рассказа автор не удержался от гражданской скорби, вплетенной в хорошее художественное произведение и наложил на рассказ несколько анти- художественных пятен, в роде ненужных авторских вставок: „Откуда шли слезы? Откуда шла боль? Быть может оттуда, где окровавлен небосклон, Где земля изранена и взрыхлена насильем". Or таких вставок веет не литературой, а га- зетной статьей. Второе беллетристическое произведение—„Самая правдивая сказка" И. Гаев ского старовата по фабуле и по смыслу излагаемой .мудрости", она прежде всего напоминает купринскую сказку „о бессмертии мысли", и интересна для иллю- страции душевного настроения некоторых „кругов", поверженных сейчас в „бес- предметную" печаль и уныние. Написана сказка легким литературным языком и читается с интересом. Треть сборника занимают стихи, среди которых есть прекрасные и звучные, не претендующие на нозлз.-jy, но доставляющие настоящее художественное наслаждение. К таковым следует отнести стих. Алякринского, Оленора, Гаевского. Не обошелся сборник и без поэтической трескотни, навеянной поэтами из Мо- сковской „Кузницы", которым подражают в иркутском сборнике поэты—Титов и Блюменфсльд. Любители новизны и их прочтут с удовольствием. Оба поэта владеют техникой стиха. Нельзя не остановиться особо на стихотворении Игоря Славина, юноши — поэта, погибшего в боях с унгерновцами. В нем поэт, словно предчувствуя свою смерть, дает прекрасное лирическое стихотворение, построенное на красиво-зву- чащих ассонансах, полное предсмертных ощущений. Это стихотворение является его лебединой песнью. Поэтический талант юноши Славина и его своеобразно сложившаяся жизнь заслуживают большего внимания, чем простое упоминание в хроникерской заметке. И крайне желательно, чтобы товарищи Славина, имеющие отдельные его стихи, переслали их в редакцию „Сибирских Огней", чтобы можно было дать литературный силуэт погибшего юноши. Сборник заслуживает самого широкого распространения. Б-Й В и в и а н Ит ин. Страна Гонгури. Канск. 1922 г. 86 стр. Фантастическая повесть „Страна Гонгури" написана в 1917 году и была принята М. Горьким под названием „Открытие Риэля" для журнала „Летопись", но не была напечатана ввиду закрытия журнала. Теперь в несколько перера- ботанном виде она издана в Канете. Фабула повести такова: Коммунист-партизан Гелий, интеллигент, возвратившийся из Америки в Со- ветскую Россию, сидиг в Красноярской тюрьме со своим старым товарищем, Доктором. Завтра чехи должпы расстрелять Гелия. Доктор погружает Гелия, по его просьбе, в глубокий гипнотический транс, чтоб он мог посетить страну Гон- гури—страну его поэтических мечтаний. Рассказ проснувшегося Гелия о своей Жизни в этой стране, где он был молодым ученым Риэлем, и составляет содер- жание повести. А у гром Гелия убиваег сопровождавший его чешской конвой, я к об ы з а п о пыт ку к бегству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2