Сибирские огни, 1922, № 1

-onrcq. S ,тнмуш c n o qn эн ээп ." ТЭРПЭШ Nsogwyqn,, /тэвяпн» отэн у вяэЧ . о и Г ^ Л й МН .умэоаэ on "sNqoe i,, caeqsft э.джа* и ."tseiroqee — Но какая же? в чем? '."втэма ИЭТ-УААЖ N Т*К*.ПП <йэн — Есть польза,—повторил он упрямо*. („В подследственном отделений"). Пользы, разумеется, никакой нет—в смысле конкретных результатов; НО^ важна, очевидно, не столько самая польза, скольчо моральное впечатление/ МО-'! ральное удовлетворение. Яшкина совесть бодрствует, чутко отзывается ( Ш л! йе^ а правду жизни, его стук является своеобразной демонстрацией бодр<№ВуЙщей совести, и Достаточно этого одного, если отнята возможность делать ; большее .янн В рассказе из римской истории „Сказание о Флоре" протест против раШУМ 13 и угнетения принимает,;форму восстания массовой борьбы за интересы обездо» ленных. Борьба развертывается трагически, уносит много жертв, но не угасает' дух восставших и мужественной силой дышат последние слова вождя,<« ГОЧБ 6Л Й " кая и.святаяьклятвабйьепиэ^ва SCHRS N игеs* tbsqeb "ax-->isf.s , V« xs«qoKo 9 — ,Пусть никогда не забудем мы, доколе живы, завета борьбы зам правду» и Пусть никогда не скажем: .лучше спасемся сами, оставив без защиты>сйВб«йших.Е Пусть не один наш,удар не будет направлен против неповинного в насилии. Пуст^ч никогда не посягнем на ctяторть чужих алтарей, помня поругаНие своих. Пуствт мысли наши сохраняют ясность, дабы направлять стопы наши по пути правдыуч а удары рук на защиту, а не нч утесчение. Только тогда исчезнем насилиеуз народы сойдутся на нпраэдник братстра и никогда уже не потечет кровь чело- века от руки человека": ы > < то .• то пэяи тод Д M9I ЭТ тнйо R -viNHOn Э - П '.80£бНЙЭ В С] ХМ О R" П X «Пвсд T RT-dtN НО :МПДОШ "»МШОНт6а NCHaRO" X ОТЭЭЙ SUUdfl $ XNiJ 'CHSTO РГ .Йчдси'а ,м-НВГ НЗЛОП ,NHB9q * * , И П но (-hOqo.TD хуад Э.) нонгагд ."юн-впуэи r - оп ыочхо в о>ыпот N „Человек создан для счастья, как птица для попета". Я что нужно птице, еще кроме свободных крыльев? t лодот х 03 Ей нужен воздух, небо, земля, нужна природа. зол доп ю „Все мы обязаны быть здоровыми и счастливыми", а это возможно эгоцько>э при условии тесного общения с природой—вечным источником здоровья ii силы. В произведениях Короленки природа занимает очень большое и важное;(меота^э она—владычица мира, общая мать всего живущего. Метко и красиво говврйт;т Луначарский в своей статьз о Корэленке, что этот писатель помогает^лкздяи N „влюбиться в свою прелестную мать, своенравную, у ко орой слишком) миогол детей, чтобы она все время цацкалась с ними, но тем более прекрасную','*eq иен Природа у Короленки не мертва, не декоративна: „в ней есть душа; вмЯейкп есть свобода, в ней есть лобовь, в ней есть язык". Больше -тогоу*и лИсйдеии иоего современника" он прямо пишет: .душа и природа составляюг)Одаи*?;;м Душа растворяется в природе, как капля в океане, возвращается кнприродерм как к извечной прародительнице, которую люди должны понять и полюбит*^ вон ,*а*Порою есть что то изумительно-сознательное в голосах природы», пишет он в рассказе „Мороз". И в „Истории моего современника" повторяем„пмэдэири рода показалась мне проникнутой какой-то особенной, мягкой игцечальндай н сознательностью". И в очерке „На Сеже", рисуя засуху и крестьянскую тозву,> о дожде, мучительную жажду дождя, говорит еще определеннее;;^ шщ> micttr од ваещ, вся п^онщца^сьфмыслом и.волей от этого страстного человеческого ожидания^. Д в очерке „Нирвана" мы читает, что в слиянии с природой „накопляются чернр^мные. силы человечества" и постигается то истинное блаженство, в§ „время котфрог^аяйиря TOfl^KOjсинее небо, только белые облака, только колыхач»№эт травы, только клекот орла, только веяние ветра, только смена дней; и^ночейи только зной и грозы, только дыхание вечно-могучей) вечно—живой и всесилФтсй, никогда неразмышляющей природы", г э' г? лотэ vflwsM nhc. qi ютоГвянТо эчн вчд Музыкой звучат эти строки Короленки-художНика. И прекрасны в свзем однообразии эпитеты, которые по о-ношению к природе он повторяетадчасто, как влюбленный; „день был чудесный", „чудесный вечер в степи", „вечер был ласковый.ласковая августовская ночь", „ласково дышет кроткая заря", „не- долгая лодка утра ".-^природа для писателя, действитедьнол прелестная ласко- вая мать. 031 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2