Сибирские огни, 1922, № 1

Эти факты уже свидетельствовали об органическом б*зисе и вроствнии в экономику дворянско-буржуазного классе, в органический процесс человеческой истории. Накокеи, бесспорно-ли и необюдимо-ли, чтобы современное искусство по своей сущности непременно браяо-бы краски и содержание из пролетарской жизни? Конечно, нет. Данное положение является просто нездоровой отрыжкой собственнической буржуазной психики. Пролетариат не имеет собственности, он на все распространяет свое победное в ш ш , Искусство гр*д/щ5Й эгадоси тем более должно быть ши- рено и вовможчести для него не ограничены. Если дл* Египта главным средством в области искусства была архитектура, то художник грядущей эпохи своими средствами искусства возьмет все—и архи- тектуру, и скульптуру, и слово, и звук, и краску. Свои чувства, мечтания, поэтиче- ские вдохновения он покажет—и солнцу, и ничтожнейшему из смертных. Тоже самое и в отношении содержания. Найдено ли это содержание или его зачатки—искусства грядущей эпохи?— Да, крупинки, самые ничтожные, есть. Они разбросаны в интернациональном мире. Йх рано синтезировать. Не будем об этом подробно говорить, это потре бовало бы новой статьи. Часто указывают на бельгийского скульптора Менье. Отметим Парижского художника Стейнлена *), дающего не рождающиеся характеры пролетариата крупной индустрии. Укажем на Горького, ощутительно показавшего в своих произведениях царственную беспечность и мощь людей, которым нечего терять в этом мире, кроме цепей. Наконец, американский бард Уот Уйтмэн, истинный духовный пролетарий, взметнувшийся своим творчеств м в грядущее, в духовное царство всечеловече- ского коллектива, давшего собой облик, по.ча смутный, но уже яркий—идеала пролетариата. Пролетарий я идеале, в искусстве, это член грядущего космического об- щества. И отсюда рисуются общие задачи искусства нашей эпохи. Жадное, напряженное искание, усиление лучших черт коллективного чело- веческого героизма, уловление этих черт и насыщение ими житейских мелочей быта. Безграничный творческий героизм личности и коллектива во имя коллек- тива и личности—не отвлеченный, программный—а в живых образах житейских поступков. Претворение физической работы в творчество, уничтожение дуализма труда—опять таки через зарисовку всей глубины и безграничной красоты обыч ных трудовых процессов. Нащупывание, искание нового восприятия природы, космоса. Живое творческое воссоздание философии Маркса и Дарвина, синте- зированной в конкретном, „бытовом" мироощущении рядового человека новой эпохи. И самое главное, это—создание действительно положительного типа чело- веческой личности грядущего внеклассового общества, чего ни один класс еще не мог осуществить в искусстве в полной мере, ибо ни один класс не мог осу- ществить себя в человеческой личности до конца, всегда приходя к своему ро- ковому концу и тем самым приводя и личность к ее вырождению и тупику. Второй задачей искусства в данный момент, еще более важной и необхо димой, является отсечение старых изломов, из'янов человеческого существа пу- тем яркого, сатирического, бичующего изображения. Отсюда необходимость сатиры, сатиры самой резкой, беспощадной, гоголев- ской, да не по отношению к умирающим классам, что за ними ухаживать, что их лелеять, а именно по отношению к своему классу. *) Стейнлен—художник парижского пролетариата. Очерк проф. Д. R. Сидорова. Госу дарственное издательство. Москва 1919.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2