Сибирские огни, 1922, № 1

История Дориана Гргя Оскар Уайльда конкретно показывает нам это вырождение буржуазии и угасание ее созидающей роли в обществе и ис- кусстве. Но искусству, а с ним и человечеству, конечно, не нужны зги эстетические картиночки, эрожческие оперетки, которыми занялась на склоне своих исто- рических лет буржуазия, ибо они лишь классовое, буржуазное. Тут искусство определенно отмирает. Но чаще оно, подчиненное своим законам, высвобождается даже из цеп- ких лап буржуазии и аристократии. Мы все помним чудесную книгу Дефо „Робинзон Крузо", она всем нам доставляла и доставляет много возбуждающей и бодрящей нас радости. А ведь это произведение типичнейшего буржуа начала XVI11 века, написанное с опре- деленно-классовой целью—осудить отщепенцев своего мира, с целью заставить полюбить этот мир без труда, несущий его обитателям в е в готовом вице; це- лые страны для колонизации, как дар судьбы. Эгог исторически-литературный факт родился в XVIII ве«е в Англии, где впервые в то время зародилась и тео- рия искусства, снизло ;ящ эя его к забаве, наслаждению. Но благодаря тому, что роман написан художественно, человечество сбро- сило с него всю эту буржуазную чепуху и создал.) из него образ, в котором нас увлекает именно творческое начало, желанье труда, самостоятельности, желанье все сделать самому. Кчига, написанная типичным и заскорузлым буржуа, стала евангелием труд >иэго воспитания. Таи искусстзэ мстит всякому классу за попытки его ограничить. Известно, что „ РеЛз ор" и „Мертвые души" Гоголя написаны идеологом среднего дворянства, пытавшимся дать определенно реакционную идею чи- новничьей государственной доородгтели, идеального помещика, олицетворенных в „Ревизоре" ^в фигуре жандарма и действительного ревизора, а в „Мертвых ду- шах" в фигуре помещика Костлнжэгло и приехавшего в конце поэмы губерна- тора. Чернышевский поэтому и относил ..Ревизора" к реакционным произве- дениям. Однако, общество, еще начиная с Белинского, расширило значение этих произведений до значения мировой, общечеловеческой сатиры, и Гоголь это трагически пережил. Так искусство мстит и своим творцам за попытки его ограничить. Теперь пролетариат смотрит „Ревизора" и, конечно, в нем он находит то, что ему надо: отвращение ог этих уродов человечества, а отсюда—невольное стремление к цетьному здоровому челэвгку. В этом отношени эту мысль можно было бы конкретизировать и доказы- вать десятками примеров, но ограничимся указанием на всем известную повесть Сервантеса „Дон-Кихот", написанную для определенно-кастовой цели и став- шей величайшей, чудеснейшей повестью человеческого героизма. Наконец, припомним еще „Приключения Гулливера" Свифта, произведение начало XVIII века, как и Робинзон Крузо написанного, как злободневная, поли- тическая сатира и ставшего красивой фантастической сказкой для всего чело- вечества. Можно было бы говорить о том, что скульптура и архитектура греков росла на почве развития религиозных идей и лучшие произведения были изоб- ражением богов и их обиталищ, но что осталось от богов? Они умерли, искусство осталось живо, и человечество находит в нем возвышающие его идеи. Ясно одно: раз это произведение искусства, то в нем каждый класс найдет то, что ему надо, ибо не нужно забывать, что в самом восприятии искусства есть творческий момент, и рабочий, крестьянин, смотря на произведение, всякий раз творят его для себя заново. Искусство всегда внутренне подчиняется ему присущим законам воссоз- дания—познания жизни, которые и дают нам гармонический синтез ж^зни; и оно, вследствие этого, умеет освобождаться от власти королей, буржуазии и духовенства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2