Сибирские огни, 1922, № 1
сравнишь со скульптурой негров, связанной всецело еще с религиозными началами, наша скульптура отличается и от высоко - развитой скульптуры греков. Если там была красота чистых линий, идеала человека, безмятежного в своем олимпийском величии, по раскрытию смысла згой скульптуры Винкель- маном, немецким наррдным учителем, то скульптура наших мастеров—Голуб- киной, Коненкова уже нечто совершенно другое. Здесь появляются новые ноты, почти не звучащие в греческой скульптуре: ноты сатиры, ,ноты изображения глубин индивидуальности, природы, общественной борьбы. И если взять ту же Венеру Милосскую и барельеф Голубкиной „Две", то в первом мы находим недосягаемый образец человеческой красоты, а у Голубкиной изображение лиц самодовольной мещанки и женщины, полной ду- ховных устремлений. Бесспсрно, что Голубкина по таланту гораздо ниже творца безрукой богини, но на этих примера* удобнее всего подчеркнуть эволюцию искусства, захват им новых и новых областей, новые мотивы. И если скульптура греков, так верно отразившая в себе все очертания эллинского гуманизма, всецело сосредоточивала свое внимание на человеке, постоянном искании его идеала, то облик Коненковского „Лесовика" не похо дит на человека; сн даже не кажется созданием рук человека, его словно вылепила сама природа, так веет от него сказкой, призраком, мифом, поверья ми сермяжной России. Искусство бесспорно эволюционирует, оно бесспорно расширяет свои сред- ства изображения, углубляет свое содержание, если человечество в общем своем развитии не переживает краха, не идет к падение, приходя иногда в своих расовых ответвлениях к тупиковым общественным формам, каковой, на- пример, является рабовладельческое, городское хозяйство римлян, не нашедшее своего дальнейшего развития. И бесспорно, что литература Пушкина, Достоевского, Толстого, Ибсена несравненно глубже, неизмеримо шире охватывает человеческую жизнь, нежели искусство Гомера, Данте и даже Шекспира, несмотря на их мировое, неуми- рающее значение, ибо первые отразили собой совершенно новую культуру. Искусство и в отношении формы и содержания можно расположить в ряд, соответствующий экономическим эпохам. Схематично подходя к этому; можно сказать, что в Египте, где преоблада- ли еще элементарные практические потребности, главным средствЪм искусства являлась архитектура, дающая все—радость, горе—в ясных прямых линиях ве- щей, предмеюв, открывающая все солнцу и почти не пытающаяся изображать человека. В Греции преобладает скульптура, свидетельствующая о первом, порой наивно радостном, осознании человеком своего ,я". И наконец, новый мир с его бесконечной сложностью, углубленностью, порой изощренностью уже берет наряду со старыми средствами искусства глав- ным образом краску, звук и слово, которыми наиболее успешно можно пере- давать каждую мелочь и нюанс. Искусство является средством познания, отображения лика исторических эпох, имеющих завершенную культуру. Но создание культуры, как завершенного духовного облика целой эпохи, а следовательно и искусства, как его высшего и лучшего выражения, дело ве- ков, результат совместного творчества мертвых и живых поколений, народа и народностей. И если революция, как социальный катаклизм, бывает способна довольно быстро разрушить цивилизацию, внешнее выражение эполи,—внешнее состо- яние политических, экономических и даже эстетических форм общества, то культура и особенно искусство—внутреннее состояние общества, свидетельство его живой сущности, вхедят, как и средства искусства, всегда одним из элемен- тов в грядущую культуру. Таким образом, создание новых форм искусства,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2