Сибирские огни, 1922, № 1

ИС К У С С Т ВО и ж и з н ь . * ИСКУССТВО В СТИХИИ РЕВОЛЮЦИИ. Первой задачей данной статьи является анализ влияния искусства на жизнь, отсюда попытка определения содержания понятия искусства и его социального значения. Главная основная цель ее, это—освещение вопроса о взаимоотношениях явлений искусства и революции; уяснение проблемы—способствуег-ли стихия революции развитию искусства или же она—грохотом рушащихся старых миров, звоном и стуками молотов класса-победителя, созидающего новое,—заглу- шает и убивает музыку искусства. Наконец, путем установления общих взаимоотношений между явлениями искусства и главенствующим в государстве классом, в статье кратко и схема тично намечаются подходы к определению задач искусства грядущей эпохи. 1. Ч ТО Т А К О Е ИСКУССТВО? Рабочий производит машины, мануфактуру; крестьянин выращивает хлеб, скот,—это все бесспорно и очевидно полезно для общества. А вы, художники, писатели, музыканты и скульпторы, что делаете вы? Скажите, нужны-ли вы обществу. Где ваши продукты производства? Дает ли рабочему, крестьянину ваше искусство в результате нечто социаль- но плодотворное, ощутимее? На этот вопрос уже в предварительной постановке можно ответить утвер Дительно, иначе зачем бы массы так стремительно-жадно, так серьезно, почти Религиозно шли даже в наши—увы! пока жалкие храмы искусства. Глубокий, органический инстинкт, мсщный порыв к быстрому познанию беспредельных, неведомых сторон жизни движет ими. В дни революции это движение бурно, стремительно, в другие дни более спокойно. В основе именно это чувство руководит всеми, начиная с некультурного Е огула, который, по свидетельству известного исследователя севера К. Носи лова *), творит себе "свой несложный театр, и кончая самым культурным и Развитым из рабочих. Что же дает искусство? Начнем с примеров живого, несложного опыта в этой области. Jl. Н. Тол- стой в рассказе „Хозяин и работник" рисует нам следующую картину: •) К. Носилов. Вогульский театр; .Новое Врем*' 1897 г. №7571,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2