Сибирские огни, 1922, № 1
определено алтайскому народу перенести- целый ряд испытаний, а ему, Ойрату; с дочерью, приказано удалиться- Посадив дочь сзади себя, хан-Ойрат уехал за Кара -Иртыш, т. е. Черный-Иртыш, сказав своему народу, что когда им будет сильно трудно жить, он опять вернется". Предание это заканчивается словами: „Когда опять вернется хан-О.йрат, все люди будут братья и Алтай будет благо* действовать". Прихода вОт этого-то легендарного хан Ойрата и ожидали алтайцы чуть не каждый год, потому что жизнь их действительно становилась невыносимой. И вот в 1904 году по всему левому району Алтая, т.-е. левому берегу реки Катуни, разнесся слух, что ожидаемый ими хан-Ойрат явился и ожидает к себе свой народ, и посредником между таковым и народом является алтаец Чет- Челпанов. Услышав такую весть, алтайцы взволновались и, кзк говорится, валом повалили за с его Усть-Кан, место, назначенное для моления по новым обрядам. Четом-Челпановым, посредством пороха, заложенного под скалу, был симулиро- ван гром и лично им и его последователями было также симулировено и самое появление на вершине гремевшей горы трех всадников на белых лошадях и в белых одеждах, изображавших, повидимому, хана-Ойрага, его дочь и кого то из богов, Ульгеня или Атагана. Этими же всадниками был об'явлен новый за- кон новой веры—бурханизм. Законодательство это в равной степени касается, как шаманизма, так и русского населения. В отношении первого оно запрещает кровавое жертвопри- ношение, заменяя его курением вереска на особо для того устраиваемых жерт- венниках, в почитании белого цвета вообще, как эмблемы чистоты, но главное в этой религии то, что она проповедует о скором освобождении от русского ига лтайского народа, благодаря чему эта новая вера и имела то сильное и быстрое распространение, какое она имеет и до сего времени. V. В настоящее время алтайцы расселены от границы Китайской Республики до устья реки Топчуган (приток Чарыша), с одной стороны, и от той же грани- цы Китайской Республики по границе Минусинского уезда, Енисейской губернии, с другой. В связи с колонизационной политикой царского правительства даже внут- ринадельные земли алтайцев были отведены переселенцам и поэтому в данное время население горного Алтая является смешанным, а нечисто алтайским, и даже во многих местах пришлое население количественно преобладает над алтайским, а так как при выделении данной автономной области руководствовались имен- но племенным составом, то значительная часть алтайцев осталась вне области. В данное время в пределы Ойратской автономной области включено трид- цать семь волостей, количество населения в которых по переписи 1917—20 г. Р. равно 90,825 человек обоего пола. Из них русского населения 26,597 человек обоего пола, алтайцев 64,228 человек обоего пола. Область разбита на шесть районов. Первый—Усть-Канский, в который входит 9 волостей с населением в 17,128 человек, из них русских 6,218 и алтайцев 10,910. Второй—Горно-Онгудайский, в который входит 7 волостей с населением 16007 человек, из них русских 5,127 и алтайцев 10,880 Третий— Улалинский, в который входит 6 волостей с населением 16,238 человек, из них русских 6,347 и алтайцев 9891. Четвертый—Алтан-Кольский, в который входит 6 воло* стей с населением 14,355 человек, из них русских 8,5l4 и алтайцев 5,841. Пя- тый—Кош-Агачский, в который входит 5 волостей с населением!2.097 человек, из них русских 391 и алтайцев 11,706. Шестой—Таежно-Кузнецкий, в который входит 4 волости с населением около 15,000 человек. Центром для резиденции высшей власти данной автономной области наме- чено село Улалинское. САРЬКЭП НОЗЫНЧЛИОР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2