Сибирские огни, 1922, № 1

Зти три бога, „прикочевавшие откуда-то сверху^, создали двух ангелов „Ну- дая и Эрлика". Затем они сотворили землю „из зерна величиною с ячменное", находившегося в воде и добытого оттуда Эрликом. По сотворении земли, светил небесных, рыбы, человека и др. животных, Учь-Курбустан разделили между собою все созданное, но Эрлику, несмотря на его просьбы, отказались дать доли, так как он мало помогал им в работе. По- сле долгих переговоров боги наконец согласились подарить ему ямку, пробитую в земле костылем одного из них, и Эрлик воспользовался подарком для того, что- бы немедленно вывести из этой ямки: змею, лягушку, и пр. гадов, расползшихся оттуда по всей земле. В наказание за такое осквернение земли Учь-Курбустан прогнали его побоями в темное место, запретив ему бывать на земле, где бы то не было, кроме подаренной ему ямки с тех пор Эрлик стал духом зла и всеми силами старается вредить творениям Учь Курбустанов. Первое время Учь Курбустан сами непосредственно управлял и миром и учили людей, как сле- дует жить и люди, тогда по выражению алтайцев, „худыми делами не занима- лись", за что пользовались материальным благосостоянием. » Таковы в общих чертах главные религиозные воззрения алтайцев, сведен- ные в систему. Следуя теории, признающей началом религии поклонение пред- кам, приведенные выше предания можно об'яснить исторически следующим о б- разом. В горах, в пещерах, в расселинах скал („в темном месте," „под землею") Лптая жил народ, делившийся на родовые группы, Некоторые из этих групп управлялись каждая отдельным родоначальником; но другие были соединены под властью одного. Эти начальники родов, оставившие по себе более Или менее прочное воспоминание, после своей смерти были возведены в ранг б о- юв, добрых или злых, сообразно тому, какими они были при жизни. К числу таких обоготворенных начальников относятся Харшит, Бахтуган, Ятаган и пр. Позднейшее происхождение имеет, повидимому, Кудэй и Эрлик. О Кудае воспо- минания настолько смутны, что он не имеет определенной личности: одни счи- тают его имя просто нарицательным названием бога, имеющего различные ин- дивидуальные имена: Кудай-Ульгень, Коко-Монко, и др.; другие признают его ангелом, но никакой деятельной роли ему не дают. Возможно, что в действи- тельности слово „Кудай" обозначало название какой-нибудь из высших допжо- стей и в этом смысле являлось нарицательным именем людей, занимавших высокое положение. Эрлик—самая рельефная и храктерная фигура алтайского Олимпа на ряду с Улыенем. Продолжая историческое об'яснение предания, нужно заключить, что Эрлик был одним из туземных начальников призванных Завоевателями помогать им в управлении вновь завоеванною страною; что он пользовался большой властью и хотел еще расширить ее, в чем встретил отказ, и после этого стал устраивать различные козни и вообще противодей- ствовать завоевателям, за что и был ими лишен власти и прогнан обратно • в темное место", т.-е. в пещеры и скалы, где жил его народ; после этого Эрлик становится открытым противником их. Зато Бахтуган, Харшит и Лтаган, бывшие товарищи по управлению Ульгеня, этого наместника монголов, остав- шиеся верными ему до конца, и после смерти возносятся к нему на небо, т.-е. на высоты. Развившись из поклонения предкам, религия алтайцев остановилась на Сравнительно весьма низкой ступени. Восприняв, как можно думать, из чуже- земных религий (буддийской, магометанской и христианской) такие идеи вторич- ного порядка, как представление о бестелесном, могущественном божестве, Управляющем всем миром, или о значении нравственности в вопросах религии, °на не пошла дальше первой фазы антропоморфизма в своих туземных веро- в аниях. Так, наряду с заповедью Ульгеня: „живите в мире, худо другому не Делайте, работвйте, не лгите, хорошо скотину держите и я буду i омогать вам", заповедью, ставящею известный нравственный кодекс обязательным для приоб- ретения помощи божества,—мы встречаем верование, что душевные качества

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2