Сибирские огни, 1922, № 1

земли и приурочивается к небу ипи подземному миру, сообразно тому, кем был покойник при жизни. Вместе с тем видоизменяется и самое понятие о духе. Его индивидуальность стушевывается, он уже перестает быть двойником опре- деленной личности и делается более отвлеченным, ему начинают приписывать различные явления природы, естественное об'яснение которых недоступно пер- вобытному уму—и в конце кснцов прежний двойник данного человека стано- вится невидимым бестелесным духом, одаренным сверхестественными силами. Так из верования в двойника постепенно развивается представ 1ение о божестве. Такому боготворению, конечно, подвергаются чаще всего родоначальники или вожди данного народа, или же его завоеватели. Это мы и наблюдаем у алтайских инородцев У них есть боги, так сказать, родовые, т. е. такие, кото- рым поклоняются только определенные сееки, и боги более или менее общие всем им и представляющие, судя по преданиям, чуждый, пришлый элемент. Самым старинным богом нужно считать, повидимому „Койдрухана", о котором алтайцы говорят, что у них в старину был такой бог, но теперь ему никто не молится, ечо заменили боги новейшей формации. Нужно думать, что „Койдрухан" был одним из древ-ейших предков алтайского народа, но, по аналогии с подобными же фактами, является почти вытесненным из народной памяти своими позднейшими готсмками—это, так сказать, вымерший бог. Затем алтайцы имеют следующих родовых богов: Харшита, Бахтуган, Коко- Монко, Яжилхан или Лтаган, Карагуш и др.; интересно, что одному и тому же богу молятся сееки не во всей их целости, а глядя тю местностям, в которых жизуг, так что поклонение тому или иному богу развито, нужно думать, в тех местностях, где он был известен при жизни, и предстаьители того же рода, живущие в отдаленной местности, молятся уже другому богу. Кроме перечислен- ных богов, все сееки молятся еще „Дер су", считающемуся покровителем стад. Все названные боги являются представителями доброго начала, играющими или второстепенную роль, или сливающимися в н родном представпении с глав- ным добрым божеством алтайцев „Ульгенем", которого, на основании предания, нужно уже отмети к богам-завоевателям. „Ульгень" *) ити „Бай-Ульгень" (богатый Ульгень) по преданию был сын „Улюпа" и внук „Чингисхана", управлявший некогда всем алтайским народом в качестве самодержавного государя. Об его управлении сохранились воспомина- ния, что он был добрый, мудрый и справедливей правитель, делавший много добра своим подданным и никого никогда не наказывал сам. Ульгеню покло- чяется большинство алт-йцев от Кузнецкого окруп до реки Чуй. Помимо перечисленных добрых богов, у алтайцев есть еще много третье- степенных, представляющих, так сказать, индивидуальных духов-покойников, которых еще не успели забыть. Значительная часть инородцев признает, что добрые люди по смерти идут к Ульгеню и становятся его помощниками, но большинство верует, что все люди попадают по смерти во власть злого духа, который собственно является, виновником и самой смерти. Это последнее веро- вание находится в связи с представлением о загробном мире. Главный злой бог—„Эрлик", в некоторых местах „Дэчогу", является силь- ным противником Ульгеня, хотя и подчинен ему. Жизет Эрлик в тем том месте (под темлею), в противоположность Ульгеню, царящему на небе. КромеЭрлика или Дэмогу, существует бесчисленное множество подчиненны* ему злых духов, изве- стных под обшим именем .Керьмес". Кажется, единственное назначение всех злых духов, начиная с Эрлика—это по мере сил вредить пюц*м. Ранее самих богов явилась на свет вода— „Уч> Курбустан" **). *) „Ульгень" по алтайски значит—покойник. Возможно, что имя бога показывает, что обоготворен был ду< умершего. **) пужко думать, это представление о первенстве воды во времени находится в связи с сметный» запоминаниями о том периоде, когда прилегающая Ялтаю мгстнсаь была занята водою, м ".то указывает также предание о потопе, от которого люди спаслись на корабле, построенном Атаганом, о сотворении рыбы прежде всех живых существ (кроме ангелов и не- которых других)-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2