Сибирские огни, 1922, № 1
после Февральской и Октябрьской революций, эта свлзь выражена яснее по- средством общих с'ездов в 1917 гОду в городе Бийске и в 1918 году в селе Улале, по вопросу о выделении в автономную единицу, на каковых с'ездах, кроме инородцев перечисленных волостей, были и инородцы Кузнецкого у?зда. Ранее дючина представляла из себя родовую единицу, находившуюся под неограниченной властью зайсана; каковы были ее размеры и границы, в настоящее время определить невозможно, но, во всяком случае, ни те, ни другие не совпадали с обязанностями зайсана последнего времени. Ззйсан избирался пожизненно, не только из определенных сееков, но даже по возможности из одной и той же семьи; по смерти зайсана или отказа его от должности, новым зайсаном выбирали его сына; если-же такового не имелось, то избирался кто нибудь из его ближайших родственников, при чем принималась в соображение и пригодность избираемого для занятия этой высокой должности. Демичи также избирались пожизненно из определенных родов. Несмотря на такую монополию некоторых сееков относительно занятия должностей зайсанов и демичей, у алтайцев никогда не было, как нег и сей час, разделения на сословия. Сееки, члены которых пользуются исключительным правом быть избранными в зайсаны, не составляют аристократии и ничем не выделяются от остальных", даже сын или брат зайсана не пользуется никакими привилегиями. В 1880 году по распоряжению русской администрации, зайсаны должны были избираться только на три года, а демичи на един год, и при этом зайсаны должны были именоваться родовыми старостами, а демичи—помощниками ро- дового старосты, при чем количество демичей не должно было быть больше двух для каждой дючины. Инородцы взволновались, увидев в этом попытку к обращению их в рус- скую веру. Зайсаны 2-й, 5 й, б-й и 7-й дючин составили приговорки ходатай ствовали об оставлении им звания зайсанов и демичей. Ходатайство их не имело успеха, но на практике установился иззестный ком1ромисс между старым и новым порядком. Избирая зайсана на три года, инородцы по истечении срока, вновь выбирали его-же, и так продолжалось до его смерти или до тех пор, пока сам не откажется. Именуясь в оффициальных бумагах „родовыми старостами" и „помощниками старост", зайсаны и демичй продолжали носить прежнее название в сношениях со своим народом. III. Религиозное воззрение инородцев Алтая отличается крайней примижв ностью- В основе их религии лежит вера в существование внутри человека не- скольких душ или двойников. Видя во сне своих умерших родственников или знакомых, первобытный человек придает этим явлениям полную конкретность и об'ясняет их тем, что он видел двойников тех, чьи бездыханные тела зарыты в могиле. Отсюда вывод, что душа продолжает жигь и после смерти. Имея пред- ставление о душе, как о точной копии живого человека, алтаец одаряет ее теми же свойствами, какие имеет человек: душа также нуждается в пище и питье, живет в том же месте, где жил покойник, любит почет, рассердившись, может мстить и т. д. Поэтому в случае смерти кого-либо из взрослых членов семьи, особенно хозяина, алтаец обязательно переносит юрту на другое место, не решаясь оставить ее на прежнем, где пришлось бы жить бок-о-бок с духом покойного, которого легко прогневить чем нйбудь, и тем навлечь на себя его месть. Смерть детей не вызывает обязательного переноса жилища, так как духи их менее требовательны, может быть потому, что дети и при жизни не играют важной роли. Как уже сказано, первоначально в представлении первобытного человека дух является вполне конкретной личностью, имеющею определе! ное место жительства. С течением времени при постоянных перекочевках, место смерти данной личности забывается, и в памяти народной остается только то, что какой-то дух живет где то, при чем его местопребывание отдаляется от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2