Сибирские огни, 1922, № 1
6t страны колоссального экономического напряжения, ч'тО fpedytftca огромные расходы, которые нужно чем-нибудь покрывать. Экономическая наука оказалась совершенно бессильной указать какие бы то ни было рациональные м?ры к ослаблению прсцесса хозяйственного разорения". Допустим на момент, что все биржевики поняли, на основании изучения политической экономии, что война разорительна, что она ведет к уменьшению национального богатства и пр. Что же, неужели они бы захотели разрешить спорные вопросы через третейский суд? Н/.чего подобного. Они наплюют на все истины политической экономии и возьмутся за оружие. Они скорее послу- шаются не профессора Масловт, а какого-нибудь Вагнера, который говорит, что всйна, расстреливая реальные ценности, накоп'ляет ценности идеальные и пр. Вера в истины политической экономии может иметь реальное основание только в таком обществе, которое носит внеклассовый характер, когда эта вера подкрепляется реальными интересами всего общества. Предполагать, что капи- талисты одумаются, послушаются того профессора, который, уподобляясь Пуш кинскому старому священнику, (удет кричать: „Безбожный пир, безбожнье бе- зумцы!" или который в роли библейского пророка будет кричать: „Покайтеся, грешники",—это значит повторять еще раз ошибки уюписта Роберта Оуэна. Второй существенный недостаток книги это—отсутствие связи ксе* эхсно- мических положений ее с силами борющихся внутри общества классов. Мировая социальная проблема болтается где-то над обществом, как будто она сидит на коньке-Горбунке, а не связана своими корнями с угнетенными классам1 обще- ства. Всякая истина политической экономии должна преломляться в конкретной сбстановке борьбы и по существу каждое экономическое положение должно рассматриваться, как одно из звеньев социальной классовой борьбы. Изолиро- вать экономическое исследование, это значит вырвать один мазок и на основа- нии его судить о всей картине. Старая истина, что все законы святы, да выполнители лихие супостаты. Принципы, изложенные в мировой социальной проблеме, хороши, но они долж- ны быть испытаны на практике, их прочность необходимо закалить в житей- ском горне. В одной из глав книги говорится: „Может быть, тягостное положение, в которое попали все страны, заставит искать выхода и решения социальной проблемы не путем сокращения производительных сил, в ожесточенной борьбе, а путем их развития. Разумеется, борьба общественных классов была и оста- нется при тех экономических отношениях, которые сложились при капитализме, но правильно намеченный путь этсй борьбы, ведущей не к падению, а к раз- витию народного хозяйства, будет уже спасением от надвигающегося варварства, которое создается падением производительных сил капиталистических стран". Мы спросим автора, результатом чего является это варварство: результатом зг.ой воли или естественного хода развития капиталистического хозяйства? Если социальная борьба есть продукт капитализма, который в конечном счете при- водит к варварству и одичанию, то какой же может быть правильно намечен- ный путь борьбы, как ке путь устранения причины, порождающей варварство, ft з а т ем- что такое непроизводительное потребление? Разве оно не присуще капиталистической системе, как ее характерный признак? Борьба с непроизво- дительным потреблением и есть по существу борьба против капитализма. Не- производительное потребление советского строя есть только результат капита- листического окружения. Октябрьская революция подошла к разрешению миро- вой социальной проблемы теоретически более правильно и тактически вернее, чем профессор Маслов, который рекомендует, неизвестно в чем заключающийся „правильный путь". Нужно полагать, что правильный путь мыслится автором, как путь компромиссов, взаимных уступок, одним словом проторенный путь социгл-предателей. .Потихонку, да помаленьку, да хоть как-нибудь, да приме- нительно к подлости", так характеризовал Глеб Успенский этот путь. ft затем нельзя простить автору его научное самодовольстао. Он утвер- ждает, что социалисты смотрели на мировую социальную проблему только гак на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2