Сибирские огни, 1922, № 1
пай работа Поставлена очень слабо, но она, несомненно, выше чем в других слоях деревни. Об этом говорят цыфры грамотности: 18 проц. грамотных по отношению ко всему населению кольхозов (включая и малолет- них) и 36 культурно просветительных органов. Процент грамотности достигает в кольхозах 1-й гоуппы в Мариинском уезде 70 проц., в Томском более 40 проц и спускается в Щтловском уезде до 25 проц.-Копьхозы 2-й группы стоят зна- чительно ниже: 6 '|з проц. грамотных в Томском уезце, 7 проц. в Мариинском и только в Щегловским кольхозы и этой группы имеют более 20 проц. грамотных. В о'чкее чи'ло культурно-просветительных учреждений, которых насчи- тывается 36, входят 12 школ 1 ступени, 3 избы-читальни, 4 культурно-просвет. кружка, 2 женотдела, 3 воскресных школы, 24 библиотеки читальни. Эту роль кольхозов, как культурно-просветительных центров деревни, надо всемерно ра»ви 'Ь, усилить. Кольхозы, особенно коммуны должны стать яркими, образц выми центрами культурного и политического воздействия на всю де- р е в н ' . Э ' а роль должна еще усилиться, если мы примем в расчет, что коль- хозы должны сейчас составить немалую величину в общнм строительстве всех видов сельско хозяйственной и промысловой кооперации, где они могут проти- вополчвигь себя кулацким об'единениям. Точно также и роль кольхозэв в организации производственной (Союза Работников земли и леса—Всеработ.емлес) является исключительно важной, основной. До тех пор, пока члены кольхозов не влились в этот союз поголовно, не окрасили его своими коммунистическими идеалами, он все еще будет вла- чить жалкое существование союза служащих в канцеляриях лескомоз и земор- ганов, а настоящие раоотники зем \и и леса будут вне его, устранены от вли- яния на него. Необходимо отметить и широко развитую взаимопомощь между со- седними кольхозами. Так, тов. Кривошеков в своем докладе приводит такие факты: вновь сорганизовавшейся коммуне „Рабочая пчелка" из бедняков с. Клю- чи, не имеющих п ложительно никокого инвент&ря, коммуны „Труженики" и „Сохоревский Красный пахарь" предложили посильную помощь имеющимся инвентарем; между теми же коммунами и Зубоскаловской коммуной связь вы- ражается в обсуждении вопросов с делегатами других коммун и взаимопомощи друг другу в хозяйственных делах. Здесь коммуны не замыкаются в кругу сво- его хозяйства, расширяя связь до союза кольхозов. Коммуны не замыкаются в узком кругу исключительно сельского хозяй- ства. Тек в коммунах „Малореченской" и „Пролетарий богатырь" основное занятие—смолокурение и сухач перегонка дерева. При коммунах .Надежда" (Змеиногорск. у.), „Крестьянка", „Вперед" (Барнаульск. у.), организованы куз- нечно-слесарныё мастерские не только для нуя:д самих коммун, но и для обслу- живания нужд окрестного крестьянского населения. Все это заставляет сибирских работников быть бережными с нашими мо- лодыми, неокрепшими еще зародышами коммунизма в деревне. Тысячи пре- пятствий приходится преодолевать этим нежным росткам. Но они пробива- ются. Тяжелые условия недостатка государственных средств ложатся особенно тяжело именно на эти хозяйства. Но это ведь явление временное: Республика идет к хозяйственному под'ему. Рано еще говорить о расцвете этого хозяйства, когда черная тень умира- ющего от голода Поволжья висит над страною. Но в расцвете этого хозяйства мы не сомневаемся. И надо, чтобы к дням этого расцвета сберечь наши сибир- ские коммунистические огоньки—сибирские коммуны. ' Они выращивают сейчас семена новых поколений земледельцев, не зна- ющих индивидуалистического, частно-собственнического эгоизма. Наш призыв—всемерно помочь им. Т . ЯРОСЛАВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2