Горница, 1998, № 2
ского ощущения,— тоже есть нечто обобщаю щее. Прекрасно иллюстрирует это А.Береснев в стихотворении “Много песен было спето”: Лето жаворонком пело И кукушкой за рекой. Перепелкою звенело, Не смолкая день-деньской. Много песен было спето Над просторами полей. А простилось с нами лето Грустным криком журавлей. Образ лета, созданный с помощью птичь его разноголосья, настолько же точен и ясен, насколько и метафорически емок и художе ственно самобытен. Такого рода образ мог, ка жется, родиться только в душе ребенка. Да , но написал-то стихотворение взрослый и даже не очень молодой (детские стихи поэт начал сочинять лет в тридцать) человек. Одна ко противоречия тут нет никакого: и это, и другие бересневские стихи созданы взрослым поэтом с душой ребенка. Вот еще почему так легко нахо дил он кратчайший путь к сердцам своих ма леньких читателей. Ведь он не просто умел ви деть, слышать и понимать их. В определенной степени и сам он был одним из них. Любя при роду и мир вокруг душой большого ребенка, Береснев стремился к тому, чтобы соучастники его творческой работы — юные читатели — так же крепко и горячо, как и он сам, полюбили родную землю, прекрасней которой, уверен поэт, нет ничего на свете. Н о делать это поэт старался исподволь, ненавязчиво, избегая прямолинейной дидактики и назидания. Да он вовсе в них и не нуждался. Теплый добрый свет, исходящий от каждой бересневской строки, уже сам по себе создает в душе ребенка необходимый настрой. Как тому и положено быть, ребенок у Б е реснева очень любознателен. Но еще и очень добр. Причем, не абстрактно, не вообще, а вполне определенно, адресно. А проявляется эта доб рота в каких-то конкретных делах и поступ ках. Вот мальчик поливает огород, спасая ово щи от жажды, вот помогает маме доить корову. Юный герой колет дрова, расчищает от снега дорожки, трудится со взрослыми на сенокосе. Или же долбит с дедом на зимней речке лунки, чтобы рыбы могли свежим воздухом дышать; мастерит с братом кормушки для птиц... Показывая своего героя среди всех этих буд ничных дел, поэт подводит маленького читателя к еще одной важной мысли — об изначальной необходимости труда как основы бытия. Ребенок у Береснева не только пьгглив, добр и трудолюбив. Он еще и чуток ко всему новому, современному, что видно хотя бы по такой любо пытной детали в одном из бересневских стихотво рений. Мальчик-пастушок повесил корове на шею вместо ботала-колокольчика транзисторный радио приемничек и теперь уже не боится ее потерять. Надо отметить, что ребенок, дети — у Бе реснева понятие, связанное не только с родом человеческим. И неизменный спутник лиричес кого героя пес Бобка, и бычок, который, отказы ваясь от молока, просит “травы пучок”, и птенцы кулика на болоте, и цыплята — все это тоже дети. И все они — “ребята и зверята” — в стихах Береснева дружат друг с другом, образуя как бы единое “детское пространство” со свои ми особыми правилами и законами. И то, что правила и законы эти поэт очень хорошо знал, красноречиво подтверждает все его творчество. Есть у Береснева прекрасное стихотворе ние “СоЛнышки в ведерках”: Зачерпнул ведерками Воду из ручья И в ведре по солнышку Вдруг увидел я. Птицы заливаются З а рекой в лесу. Показать два солнышка Бабушке несу. Мне с такою ношею Весело шагать. Только как бы солнышки Мне не расплескать. Такие стихи-“солнышки” и нес детворе поэт Александр Береснев. Но , видно, далеко не все, что хотел, смог и успел донести. Смерть настиг ла его в самую пору поэтической зрелости... ...Умирал А . Береснев в одной из кеме ровских больниц. Прямо к окнам его палаты подходила территория детского сада, и оттуда с утра до вечера доносились в открытые окна жизнерадостные голоса ребятишек, которые и ведать не ведали, что двумя этажами выше д о живал последние дни большой поэт, написав ший для них столько прекрасных стихов. Уже лет десять нет на свете Александра Бе реснева, но стихи его продолжают звучать на детса довских и школьных утренниках. Уже совсем но вые поколения малышей с восторгом декламируют: "Кот Василий напроказил: Лапой он в сметану лазил..." Зачастую ни взрослые, ни дети и автора их не знают, не помнят, да и живут теперь стихи как бы отдельной от него жизнью. Но , может, это и есть лучшее для поэта признание?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2