Горница, 1998, № 2

ского ощущения,— тоже есть нечто обобщаю­ щее. Прекрасно иллюстрирует это А.Береснев в стихотворении “Много песен было спето”: Лето жаворонком пело И кукушкой за рекой. Перепелкою звенело, Не смолкая день-деньской. Много песен было спето Над просторами полей. А простилось с нами лето Грустным криком журавлей. Образ лета, созданный с помощью птичь­ его разноголосья, настолько же точен и ясен, насколько и метафорически емок и художе­ ственно самобытен. Такого рода образ мог, ка­ жется, родиться только в душе ребенка. Да , но написал-то стихотворение взрослый и даже не очень молодой (детские стихи поэт начал сочинять лет в тридцать) человек. Одна­ ко противоречия тут нет никакого: и это, и другие бересневские стихи созданы взрослым поэтом с душой ребенка. Вот еще почему так легко нахо­ дил он кратчайший путь к сердцам своих ма­ леньких читателей. Ведь он не просто умел ви­ деть, слышать и понимать их. В определенной степени и сам он был одним из них. Любя при­ роду и мир вокруг душой большого ребенка, Береснев стремился к тому, чтобы соучастники его творческой работы — юные читатели — так же крепко и горячо, как и он сам, полюбили родную землю, прекрасней которой, уверен поэт, нет ничего на свете. Н о делать это поэт старался исподволь, ненавязчиво, избегая прямолинейной дидактики и назидания. Да он вовсе в них и не нуждался. Теплый добрый свет, исходящий от каждой бересневской строки, уже сам по себе создает в душе ребенка необходимый настрой. Как тому и положено быть, ребенок у Б е ­ реснева очень любознателен. Но еще и очень добр. Причем, не абстрактно, не вообще, а вполне определенно, адресно. А проявляется эта доб ­ рота в каких-то конкретных делах и поступ­ ках. Вот мальчик поливает огород, спасая ово­ щи от жажды, вот помогает маме доить корову. Юный герой колет дрова, расчищает от снега дорожки, трудится со взрослыми на сенокосе. Или же долбит с дедом на зимней речке лунки, чтобы рыбы могли свежим воздухом дышать; мастерит с братом кормушки для птиц... Показывая своего героя среди всех этих буд­ ничных дел, поэт подводит маленького читателя к еще одной важной мысли — об изначальной необходимости труда как основы бытия. Ребенок у Береснева не только пьгглив, добр и трудолюбив. Он еще и чуток ко всему новому, современному, что видно хотя бы по такой любо­ пытной детали в одном из бересневских стихотво­ рений. Мальчик-пастушок повесил корове на шею вместо ботала-колокольчика транзисторный радио­ приемничек и теперь уже не боится ее потерять. Надо отметить, что ребенок, дети — у Бе­ реснева понятие, связанное не только с родом человеческим. И неизменный спутник лиричес­ кого героя пес Бобка, и бычок, который, отказы­ ваясь от молока, просит “травы пучок”, и птенцы кулика на болоте, и цыплята — все это тоже дети. И все они — “ребята и зверята” — в стихах Береснева дружат друг с другом, образуя как бы единое “детское пространство” со свои­ ми особыми правилами и законами. И то, что правила и законы эти поэт очень хорошо знал, красноречиво подтверждает все его творчество. Есть у Береснева прекрасное стихотворе­ ние “СоЛнышки в ведерках”: Зачерпнул ведерками Воду из ручья И в ведре по солнышку Вдруг увидел я. Птицы заливаются З а рекой в лесу. Показать два солнышка Бабушке несу. Мне с такою ношею Весело шагать. Только как бы солнышки Мне не расплескать. Такие стихи-“солнышки” и нес детворе поэт Александр Береснев. Но , видно, далеко не все, что хотел, смог и успел донести. Смерть настиг­ ла его в самую пору поэтической зрелости... ...Умирал А . Береснев в одной из кеме­ ровских больниц. Прямо к окнам его палаты подходила территория детского сада, и оттуда с утра до вечера доносились в открытые окна жизнерадостные голоса ребятишек, которые и ведать не ведали, что двумя этажами выше д о ­ живал последние дни большой поэт, написав­ ший для них столько прекрасных стихов. Уже лет десять нет на свете Александра Бе­ реснева, но стихи его продолжают звучать на детса­ довских и школьных утренниках. Уже совсем но­ вые поколения малышей с восторгом декламируют: "Кот Василий напроказил: Лапой он в сметану лазил..." Зачастую ни взрослые, ни дети и автора их не знают, не помнят, да и живут теперь стихи как бы отдельной от него жизнью. Но , может, это и есть лучшее для поэта признание?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2