Горница, 1998, № 2

Известно, что у ребенка свои видение мира и образная система. Береснев не только учи­ тывал это, но и мастерски использовал в сво­ ей поэтической практике. Скажем, в одном из его стихотворений мальчик бежит по снежной поляне, и возникает истинно детская (школь­ ная, если хотите) ассоциация: “Я лыжами на­ чал ее линовать, и получилась в линейку тет­ радь”. Или вот не менее характерный для детского мироощущения образ-сравнение: “У причала дремлют лодки, как дворняжки на цепи”. А у поливальной машины “два фонта­ на, как усы у великана”. У Береснева даже есть стихотворение ( “Все на что-нибудь похоже”), состоящее из одних сравнений, как бы рожденных детским воображением: Ясной ночью В небе синем Серп луны — Как ломтик дыни. Перевернутые лодки — Как солдатские иилотки. Облака — Сугробы снега. Вот бы мне По ним побегать! Посмотрите: Это еж. Удивительно похож На клубок с иголками, Длинными и колкими. Колесо — на букву О, На баранку и кольцо. Гриб — на зонт. Пельмень — на шляпу, Брат — на маму, Я — на папу. Впрочем, насколько безграничны, причуд­ ливы, а подчас и совершенно неожиданны воз­ можности детского воображения, поэт успешно демонстрирует едва ли не в каждом своем сти­ хотворении. В этом, к примеру, которое назы­ вается “Огородный светофор”: Помидор, помидор--- Огородный светофор. Помидор сигналил летом Мне сперва зеленым светом. А в июле, вечерком, Вспыхнул желтым огоньком. Часто я к нему ходил, З а сигналами следил. Вот зажегся красный свет. Я стою. Прохода нет. Постоял у помидора — И не стало светофора. У Береснева немало и других стихотво­ рений, посвященных овощам, огородным рас­ тениям. Все они — будь то огурец, который под ботвой “притаился, как птенец”, лук, у ко­ торого “сверху чуб торчит зеленый, снизу вьет­ ся борода”, или “хитрец-стручок”, зажавший в зеленом кулачке “горошек сладкий”, — пре­ дельно зримы, сразу и прочно запоминаются. У В. Астафьева есть повесть “Ода рус­ скому огороду”, где он прочувствованно пишет об огороде-кормильце. Свою “огородную оду”, адресованную детям, создал и Береснев. Правда, его огород не только кормилец, но и один из важнейших эстетических источников, из кото­ рого вступающий в жизнь человечек напиты­ вается первыми соками прекрасного. Приходите в огород Посмотреть, как мак цветет. Как играют в прятки Огурцы на грядке. Как подсолнухи в картошке Тянут к солнышку ладошки. Как от утренней росы У бобов блестят усы. Все растет, все цветет. Никому не тесно. Приходите в огород: Очень интересно! Поэт знает, что малышу, осваивающему мир, интересно, в принципе, все и везде, но особенно там, где лес, речка, где грибы и ягоды, рыба и животные — иначе говоря, все то, что входит в понятие “природа”. Вот почему так много у Береснева стихов о природе. Он изображает ее во все времена года, в самых разных прояв­ лениях. Н о никогда не пишет о ней поэт отвле­ ченно -созерцательно. Юный бересневский герой — тонкий на­ блюдатель. Бродя по лесу с лукошком, он удив­ ляется пестрому многообразию растительного мира, тому, с каким упорством муравей “травин­ ку на своей спине без передышки тащит”. Он восхищен белизной первого снега, а весной за ­ мечает, что “вербы первыми в апреле у овражка зацвели, словно им на ветки сели бело-желтые шмели”. И з всех этих разных, но очень доступ­ ных детскому пониманию впечатлений и скла­ дывается в итоге в душе ребенка собственный гармоничный образ-узор родной природы. Он вовсе не похож на некий символ-абстракцию, какой, возможно, родился бы в сознании взрос­ лого человека, но, сотканный из каких-то конк­ ретных реалий и пропущенный через фокус дет­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2