Горница, 1998, № 2
Отец Иннокентий дивился собственной судьбе: сын бед ного сельского пономаря, которому во время оно и в поно мари на место отца невозможно было попасть, становится вдруг первоиерархом Русской Церкви — Московским мит рополитом (ил. 21). ВМоскве он учреждает православное миссионерское общ е ство и девять лет руководит им. “Господу угодно,— писал он,— чтобы и здесь, в центре России, в летах преклонных, я не оста вался чуждым миссионерской деятельности, которой по воле промысла Божия в отдаленных окраинах Отечества посвяще на была моя жизнь с ранней молодости”. Усилиями святителя Иннокентия миссионерская деятельность Русской Православ ной Церкви значительно расширилась. Церковный народ на учился почитать своей обязанностью помощь делу распрост ранения и утверждения православной веры среди язычников. Здесь, в Москве, он продолжает свое архипастырское слу жение, заботится о нуждах московского духовенства, о благо устройстве духовных учебных заведений. По его указанию от крывается училище иконописи и других искусств для бедных детей и сирот. Епархиальное Филаретово училище он преоб разовал в учебное заведение для дочерей клириков, преиму щественно не получавших никаких пенсий и пособий. Он о с новал обширную Островскую богадельню, учредил пособия заштатному духовенству, их вдовам и сиротам. Будучи священ ноархимандритом Троице-Сергиевой лавры (ил. 22), митрополит Иннокентий много сил отдал благоустрой ству обители. По его благословению началось издание Троицких листков, получивших широкое распросгранение среди верующих. ВСвятейшем Синоде он поднимал вопросы духовного совершен ствования монашеской жизни в обителях. В Московской духов ной академии устроил храм в честь Покрова Пресвятой Богоро дицы. Среди памятных событий московского периода служения митрополита — освящение алтаря храма Христа Спасителя (ил. 23). Святителя очень любили и паства, и духовенство за его доб роту, доступность и простоту в обращении. Великий просветитель продолжал заботиться о Русской Православной Церкви в Северной Америке. По его инициати ве Святейший Правительствующий Синод определил город Сан-Франциско местом для архиерейской кафедры. Святитель Иннокентий обращал внимание на необходимость знания ду ховенством английского языка и подготовки священнослужи телей из местного населения как непременные условия укреп ления православия на Американском континенте. Почувствовав приближение своей кончины, попрощав шись с семьей (ил. 24), святитель Иннокентий 27 марта 1879 года, в Великий вторник, попросил совершить над ним Таин ство елеосвящения. 29 марта, в Великий четверг, он приобщил ся Святых Тайн. 31 марта, в Великую субботу, в 2 часа 45 минут равноапостольный святитель почил о Господе (ил. 25). 5 апреля 1879 года приснопамятный митрополит Московс кий и Коломенский Иннокентий был погребен в Троице-Сер- гиевой лавре. На его гробнице были сделаны две надписи: “Ар- хиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем все гда, ныне и присно и во веки веков” и “Молитвами святителя Иннокентия, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Апостольская проповедь святителя Иннокентия распрос транилась на огромную территорию, охватывающую Аляску и Чукотку, Алеутские, Командорские и Курильские острова, Восточную Сибирь, Амурский край, Камчатку и Дальний Во сток. Святитель Иннокентий просвещал светом Христовой веры алеутов, колошей, курильцев, эскимосов, кенайцев, чу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2