Горница, 1998, № 2

Отец Иннокентий дивился собственной судьбе: сын бед ­ ного сельского пономаря, которому во время оно и в поно ­ мари на место отца невозможно было попасть, становится вдруг первоиерархом Русской Церкви — Московским мит­ рополитом (ил. 21). ВМоскве он учреждает православное миссионерское общ е­ ство и девять лет руководит им. “Господу угодно,— писал он,— чтобы и здесь, в центре России, в летах преклонных, я не оста­ вался чуждым миссионерской деятельности, которой по воле промысла Божия в отдаленных окраинах Отечества посвяще­ на была моя жизнь с ранней молодости”. Усилиями святителя Иннокентия миссионерская деятельность Русской Православ­ ной Церкви значительно расширилась. Церковный народ на­ учился почитать своей обязанностью помощь делу распрост­ ранения и утверждения православной веры среди язычников. Здесь, в Москве, он продолжает свое архипастырское слу­ жение, заботится о нуждах московского духовенства, о благо­ устройстве духовных учебных заведений. По его указанию от­ крывается училище иконописи и других искусств для бедных детей и сирот. Епархиальное Филаретово училище он преоб­ разовал в учебное заведение для дочерей клириков, преиму­ щественно не получавших никаких пенсий и пособий. Он о с ­ новал обширную Островскую богадельню, учредил пособия заштатному духовенству, их вдовам и сиротам. Будучи священ ноархимандритом Троице-Сергиевой лавры (ил. 22), митрополит Иннокентий много сил отдал благоустрой­ ству обители. По его благословению началось издание Троицких листков, получивших широкое распросгранение среди верующих. ВСвятейшем Синоде он поднимал вопросы духовного совершен­ ствования монашеской жизни в обителях. В Московской духов­ ной академии устроил храм в честь Покрова Пресвятой Богоро­ дицы. Среди памятных событий московского периода служения митрополита — освящение алтаря храма Христа Спасителя (ил. 23). Святителя очень любили и паства, и духовенство за его доб ­ роту, доступность и простоту в обращении. Великий просветитель продолжал заботиться о Русской Православной Церкви в Северной Америке. По его инициати­ ве Святейший Правительствующий Синод определил город Сан-Франциско местом для архиерейской кафедры. Святитель Иннокентий обращал внимание на необходимость знания ду­ ховенством английского языка и подготовки священнослужи­ телей из местного населения как непременные условия укреп­ ления православия на Американском континенте. Почувствовав приближение своей кончины, попрощав­ шись с семьей (ил. 24), святитель Иннокентий 27 марта 1879 года, в Великий вторник, попросил совершить над ним Таин­ ство елеосвящения. 29 марта, в Великий четверг, он приобщил­ ся Святых Тайн. 31 марта, в Великую субботу, в 2 часа 45 минут равноапостольный святитель почил о Господе (ил. 25). 5 апреля 1879 года приснопамятный митрополит Московс­ кий и Коломенский Иннокентий был погребен в Троице-Сер- гиевой лавре. На его гробнице были сделаны две надписи: “Ар- хиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем все­ гда, ныне и присно и во веки веков” и “Молитвами святителя Иннокентия, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Апостольская проповедь святителя Иннокентия распрос­ транилась на огромную территорию, охватывающую Аляску и Чукотку, Алеутские, Командорские и Курильские острова, Восточную Сибирь, Амурский край, Камчатку и Дальний Во­ сток. Святитель Иннокентий просвещал светом Христовой веры алеутов, колошей, курильцев, эскимосов, кенайцев, чу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2