Горница, 1998, № 2

Писания на якутский и тунгусский языки, строит церкви, благо­ устраивает приходы, помогает сиротам и бедным. В Троицком соборе Якутска начинаются богослужения на якутском языке. В Якутске отец Иннокентий встретился со знаменитым рус­ ским писателем И.А. Гончаровым, с которым потом его свя­ зывала большая дружба. Они много времени проводили вмес­ те, путешествуя по Якутску и другим местам (ил. 18). Миссионерская деятельность архиепископа Иннокентия распространялась и на более отдаленные народы, живущие по Амуру и даже за границей Китая. Он неоднократно приезжал к китайцам, беседовал с ними, проводил службы в построенном китайцами небольшом православном храме, стилизованном под пагоду (ил. 19). Как человек, преданный своей Родине, защищавший ее ин­ тересы и величие, архиепископ Иннокентии проявил большое участие в благоприятном для России разрешении Амурского вопроса. Совершив путешествие по этой реке, он составил под­ робную записку “Нечто об Амуре”, в которой на основании личных наблюдений, бесед с местными жителями ставит воп­ рос о необходимости Амура для России, о возможности как на­ вигации по Амуру, так и заселения его берегов. За содействие архиепископа Иннокентия делу присоединения Амура к Рос­ сии в его честь был назван город Благовещенск, в память на­ чала его священнослужения в Благовещенской церкви г. Ир- кутска. В первой половине 1857 года преосвященный архиепископ Иннокентий совершает поездку по Якутии и Северной Амери­ ке, посещает дальние приходы. В конце июня он был вызван в Санкт-Петербург, здесь Святейшим Синодом было одобрено предложение архиепископа Иннокентия о перенесении кафед­ ры из Якутска на Амур и об учреждении викариатств в Ново- архангельске, на острове Ситка и в Якутске. В Санкт-Петербурге состоялась знаменательная встреча отца Иннокентия с императором Александром II. За большие заслуги перед Отечеством и Церковью император наградил вла­ дыку орденом Андрея Первозванного. Уникальность этого слу­ чая состояла в том, что император снял свой собственный ор ­ ден Андрея Первозванного с цепью и надел его владыке. Но­ шение ордена с цепью было привилегией только царской фамилии, и в этом даре заключалось особое почтение к отцу Иннокентию Вениаминову (ил. 20). Дважды, в 1860 и 1861 годах, святитель совершил архипас­ тырские и миссионерские путешествия по рекам Амуру и Ус­ сури. В сентябре 1861 года в Токио произошла встреча апосто­ ла Америки и Сибири с иеромонахом Николаем (Касаткиным), будущим святым апостолом Японии. В 1862 году преосвящен­ ный Иннокентий переселился в город Благовещенск-на-Аму­ ре на постоянное жительство, куда и перенес кафедру. Здесь он так же неугомимо продолжал дело своего служения. Несмотря на бодрость и энергию в его неутомимых трудах, годы все же давали себя знать. Он стал жаловаться на нездоро­ вье, стал постепенно терять зрение. Все это побуждало его уйти на покой, о чем он писал митрополи туФиларету, прося его дать приют в своей епархии. Но промысел Божий готовил архиепископа Иннокентия не к отдыху, а к новому служению. 19 ноября 1867 года скончался Московский митрополит Филарет, и его преемником был на­ значен архиепископ Иннокентий. После усердной молитвы, с преданностью воле Божьей, он принял это назначение. Вско­ ре, простившись со своей паствой, он отправился в Москву, куда и прибыл 26 мая 1868 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2