Горница, 1998, № 2
заходил к ним в жилища и там, среди их семейств, как отец сре ди детей, учил их православной вере. И колоши полюбили сво его проповедника, стали с радостью принимать его, вниматель но и охотно слушали его поучения. Отец Иоанн писал для колошей проповеди на их языке, пе реводил для них священные книги, что сильно помогало рас пространению среди них православия. Благодаря его трудам число христиан в этом краю увеличи валось с удивительной быстротой. На острове Ситка отец Иоанн пробыл 5 лет. 15 лет миссионерского служения отца Иннокентия были наполнены не только проповеднической деятельностью. Он на ходил силы и время изучать быт, культуру, языки и обычаи ме стного населения. Он создал капитальные научные труды в о б ласти этнографии, природоведения, географии и лингвистики, за что был избран почетным членом Российского географичес кого общества и почетным членом Московского императорс кого университета. Настоятельная потребность в развитии миссионерской и приходской деятельности побудили отца Иоанна Вениаминова в 1839 году предпринять поездку в Санкт-Петербург. Синод вынес решение об учреждении постоянной духовной миссии Русской Православной Церкви в Северной Америке. За мисси онерские заслуги отец Иоанн Вениаминов был возведен святи телем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, в сан протоиерея. Здесь же, в Санкт-Петербурге, в ноябре 1840 года он полу чает известие о кончине в Иркутске его супруги Екатерины Ива новны. Он совершает паломнические поездки в Троице-Сер- гиеву, а затем в Киево-Печерскую лавру (ил. 10). Святитель Мос ковский Филарет советует протоиерею Иоанну стать монахом (ил. 11). 29 ноября отец Иоанн принимает монашество с име нем Иннокентия в честь святителя Иннокентия Иркутского. По стриг его совершает в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт- Петербургом епископ Игнатий Брянчанинов (ил. 12). А на сле дующий день он был возведен в сан архимандрита. 1 декабря 1840 г. император Николай I пожелал встретиться с новопроизведенным архимандритом Иннокентием (ил. 13). Государь очень тепло говорил со святителем, расспрашивал его о миссионерской работе. До своего отъезда в Америку архиман дрит Иннокентий часто по приглашению бывал во дворце, где малолетним великим князьям Михаилу и Николаю Николае вичам рассказывал о разных народах, с которыми ему прихо дилось встречаться, об их обычаях, о своих путешествиях по самым отдаленным уголкам земли. Он приносил с собой карту, на которой показывал маршруты своих путешествий. На этих беседах часто присутствовал наследник Всероссийского престо ла Александр Николаевич, будущий император. В декабре 1840 года Святейший правительствующий Синод учредил новую епархию Камчатско-Курильскую и Алеутскую, с центром в Новоархангельске. Первым архипастырем новообразованной епархии стано вится Преосвященный епископ Иннокентий (Вениаминов), хиротония которого состоялась 15 декабря 1840 года в Казанс ком соборе Санкт-Петербурга (ил. 14). Одиннадцать лет кафедра епископа Иннокентия находится в Новоархангельске. В это время он предпринимает множество трудных путешествий по Камчатке и Восточной Сибири, гото вит священников из местных жителей Аляски и Сибири, обус траивает новые духовные миссии. Одним из самых знамени тых последователей миссионерского дела отца Иннокентия стал ■ НИР щц
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2