Горница, 1998, № 2
он, будучи совершенно безграмотным и не зная русского язы ка, ни о чем этом не мог ни читать, ни слышать от других. Ближе познакомившись со Смиренниковым, отец Вениами нов дал ему следующие наставления: “Вижу,— сказал он,— что являющиеся к тебе духи не дьяволы, а потому слушай их учения и наставления, если только оно не будет противно тому, чему я учил вас в общем собрании. Но другим, просящим помощи тво ей, сказывай, чтобы они сами просили Бога, как общего всех Отца. Лечить тебе не возбраняю, но только с тем: кого намерен излечить, сказывай, что не своею ты силою лечишь, но Божией и советуй прилежнее молиться и благодарить Его Единого”. Преподав ему это краткое наставление, отец Иоанн не преми нул вразумить и остальных алеутов, велел не называть его ша маном и не спрашивать ни о чем, кроме Единого Бога. В это время на Уналашке отец Иоанн Вениаминов создал свой знаменитый труд — краткий курс православной догма тики и нравственности на алеутском языке “Указание пути в Царство Небесное”. Эта книга многократно переиздавалась и считается одним из лучших катехизаторских и воспитатель ных курсов для детей и юношества. На Уналашке отец Иоанн построил больницу, сиротский дом , организовал училища, в которых обучались грамоте до 600 мальчиков, боролся с распространенными среди местных жителей пьянством и полигамией, которые практически пол ностью исчезли. На этом острове в самом тесном общении с местным населением он провел 10 лет (ил. 8). Все жители архипелага были им крещены. С благослове ния епископа Иркутского Михаила в 1829 году он совершил путешествие на Американский материк в Нушегак, где пропо ведовал истины Христовы жителям побережья Берингова моря и крестил уверовавших. В 1834 году отец Иоанн был переведен на остров Ситка в го род Новоархангельск— центр русских владений в Северной Аме рике. Жители острова Ситки, индейцы-колоши, отличались от невысоких, простых и добросердечных алеутов как по виду, так и по нраву. Внешне они довольно красивы: у них большие черные глаза, правильное лицо, черные волосы, рост средний. Нрав у них гордый и самолюбивый. Приходя к русским в гости, они надева ли самый лучший наряд и держали себя достаточно надменно. Они очень мстительны: если колош почему-либо не мог ото мстить за обиду при жизни, то он завещал свою месть потомкам. Гораздо менее алеутов они были просвещены христианской ве рой. К русским, особенно прежде, относились враждебно, что сильно мешало распространению среди них христианства. Принятие колошами христианской веры по Промыслу Бо- жию, помимо человеческих усилий, произошло следующим об разом: у колошей появилась небывалая, до этого черная оспа. В течение двух месяцев она погубила почти половину населе ния. С появлением оспы они подняли на ноги всех своих ша манов, которые принялись усердно шаманить каждый день, но ничего не помогало. В это время произошло чудо, которое совершил отец Иоанн. Он исцелил женщину, лежавшую на смертном одре (ил. 9), и это заставило колошей не только по- особенному отнестись к своему священнику, но и изменить от ношение к русским вообще. Русские с готовностью стали по могать им, делать прививки от оспы, что избавило колошей от страшной болезни. После этого случая отец Иоанн и стал проповедовать слово истины уцелевшим колошам. На острове Ситка он начал с того же, с чего и на Уналашке — с изучения языка и быта колошей. Так же, как и на Уналаш ке, он часто беседовал с паствой в церкви, а в свободное время
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2