Горница, 1998, № 2

Американской компании, и 29 июля 1824 года благополучно прибыл в свои новый приход. Здесь в деревянной часовне 1 августа была отслужена пер­ вая литургия, а после нее — благодарственный молебен о бла­ гополучном прибытии. В память об этом событии им было установлено каждый год в этот день совершать крестный ход вокруг селения. Первой заботой отца Иоанна было строительство храма, который был освящен во имя Вознесения Господня уже 19 июля 1826 г. (ил. 6). Второй важной заботой было строительство соб ­ ственного дома и домов для местного населения. Отец Иоанн научил алеутов строительному делу и вместе с ними строил для них дома, в которые они перебирались из своих землянок. По­ стоянно общаясь с жителями, отец Иоанн быстро освоил шесть наречий местных племен, составил азбуку алеутско-лисовско- го языка, перевел на местный язык Евангелие от Матфея, кате­ хизис, молитвы и церковные песнопения. Отец Иоанн Вениаминов посещал не только ближние селе­ ния, он часто бывал и на отдаленных островах и землях. Эти путешествия были достаточно опасны, так как он переплывал от одного острова к другому по волнам океана на утлом челноке или просто байдарке. По рассказам современников, бесстрашие его в этих плаваниях было просто изумительным. Приходилось ему терпеть и голод, и холод, быть под проливным дождем и, промокнув до костей, останавливаться на отдых в грязной и холодной алеутской юрте. Приехав в какую-нибудь алеутскую деревню, он совершал службу или же просто собирал жителей и учил их слову Божию, убеждая принять крещение. В одном из подобных путешествий с ним произошел чу­ десный случай, о котором огец Иоанн вспоминал так: “Про­ жив на острове Уналашке почти 4 года, в Великий пост я от­ правился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приго­ товить их к говению. Подъезжая к острову, я увидал, что все они стояли на берегу в праздничной одежде. Когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были чрезвы­ чайно со мною ласковы и предупредительны. Я спросил, по ­ чему они в праздничной одежде. Потому, отвечали острови­ тяне, мы знали, что ты выехал и сегодня будешь у нас”. Сказал им об этом местный шаман, старик Иван Смиренников. Далее отец Иоанн вспоминает разговор с ним: “На вопрос мой: “Грамотен ли он?” — ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Тогда я его спросил, почему он знает меня настолько, что даже описал своим собратьям мою наружность, и откуда узнал, что я в известный день должен явиться к ним и что буду учить их молиться. Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей... Белые люди, жи­ вут они недалеко, здесь в горах, и приходят к нему каждый день. При этом старик представил их мне так, как изображают св. Архангела Гавриила, т.е. в белых одеждах и перепоясанных че­ рез плечо розовою лентою”. Далее Смиренников рассказал, что эти белые люди явились к нему вскоре после того, как их окре­ стил иеромонах Макарий (ил. 7). На вопрос о том, может ли отец Иоанн видеть его товари­ щей, старик отвечал: “Они хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но, впрочем, сказали: зачем ему видеть нас, ког­ да он сам вас учит тому, чему и мы учим”. Старик Смиренников подробно рассказывал отцу Иоанну события из Священной истории: о творении и падении анге­ лов, о древе познания добра и зла, первом человекоубийце, о Ное, Аврааме, Предтече, о Благовещении и Рождестве Иисуса Христа. Всему этому его научили наставники ангелы, так как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2