Горница, 1998, № 2

Отец Иоанн был человеком очень разносторонним. Всвобод­ ное время он делал часы и музыкальные органчики с духовными гимнами, знал плотничье, столярное, слесарное и кузнечное ре­ месло, умея делать и класть кирпич, строить дома и храмы. В 1823 г. Святейший Синод обратился к иркутскому епис­ копу Михаилу II с указом послать священника в колонию Рос­ сийско-Американской компании на остров Уналашку. Но же­ лающих ехать туда не оказалось. Отец Иоанн Вениаминов тоже отказался из-за отдаленности места. Таким образом, из многих званых священников не оказалось ни одного избранного принять апостольский жребий и ехать в отдаленную страну для просвещения ее народа и проповеди Хри­ стовой истины. Промыслительным оказался и следующий по­ ступок иркугского первосвященника. Он предложил четырем дьяконам вытащить жребий, которому должны будут безуслов­ но подчиниться. В назначенный день они были вызваны в кон­ систорию, где в полном собрании ее членов во главе с еписко­ пом стали читать первую главу из Деяний Апостольских, и после слов: “бросили о них жребий, и выпал жребий Матфею, и он со­ причислен к одиннадцати апостолам” ( 1, 26) — жребий был по­ ложен перед Крестом и Евангелием и потом вынут. Жребий пал на соборного дьякона Малинина, но он все равно не согласился ехать и сказал, что лучше пойдет в солдаты, чем поедет в Амери­ ку. И действительно, этим он накликал на себя гнев Божий, по­ тому что когда впоследствии действительно попал в солдаты, очень горько скорбел и раскаивался в своем упрямстве. В это время в Иркутск приехал Иван Крюков, выходец из Америки, проживший там около 40 лет. Он часто беседовал с отцом Иоанном, рассказывал ему о нравах и обычаях алеутов, об их усердии к слышанию слова Божьего, о любви к христианско­ му учению. Но как ни убеждал Иван Крюков отца Иоанна после­ довать апостольскому служению, все было безуспешно. Для та­ кого великого дела требовалось не человеческое побуждение, а внушение свыше, через которое избранный человек решается не только на жизнь в отдаленном месте, но готов предать себя раз­ личным мукам и даже смерти. Так произошло и с отцом Иоан­ ном, который отказывался от служения в силу страха, присуще­ го всякому человеку, но как только благодать Божия коснулась его сердца, намерение его совершенно изменилось. В последний день своего пребывания в Иркутске Иван Крю­ ков зашел к епископу Михаилу взять благословение. В это же время к епископу зашел и отец Иоанн. Крюков при владыке снова завел разговор об алеутах, об их усердии к молитве и слы­ шанию слова Божия. Этот разговор, неоднократно слышанный отцом Иоанном и раньше, вдруг возымел совершенно иное дей­ ствие. В его сердце вдруг появилось совершенно неодолимое желание ехать к алеутам. После ухода Крюкова отец Иоанн зая­ вил владыке о своем желании ехать в Уналашку и получил ар­ хипастырское благословение на миссионерское служение. Отец Иоанн говорил об этом позже: “Пусть мой пример бу­ дет новым доказательством той истины, что от Господа исправ­ ляются человеку пути его, и что все мы, служители церкви Его, ничто иное, как орудие в руках Его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке,— и это исполнилось, не­ смотря даже на сопротивление воли моей”. 7 мая 1823 года отец Иоанн с годовалым сыном, женой, бра­ том и старушкой-матерью выехал из Иркутска. Он проехал че­ рез свою родину — село Ангинское, а затем по реке Лене д о б ­ рался до Якутска. Тысячу верст до города Охотска отец Иоанн со своим семейством проехал на лошадях (ил. 5). Из Охотска на остров Уналашку он добирался морем на судне Российско-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2