Горница, 1998, № 2

ховным подвигам, которые он должен был испытать и совер­ шить в последующие годы. После смерти отца он стал воспитываться в семье дяди — Дмитрия Попова, дьякона той же церкви, который продолжал учить его грамоте и письму по часослову и псалтири. Обладая удивительной природной восприимчивостью, Иоанн уже с вось­ милетнего возраста на службе в храме читал Апостол (ил. 2). В 1806 году Иоанн поступил в иркутскую семинарию, где к своей фамилии Попов получил еще прилагательное “Ангинс- кий", которое обозначало место его рождения, так как одн о ­ фамильцев в семинарии было много. В учебе и поведении он заметно отличался от своих сокурсников. Отметки его всегда были: “прекрасно, превосходно и отлично”. Успехи в науке, молчаливость, задумчивость, а кроме того, высокий рост вы­ деляли его среди других. В 1814 году Иоанн Попов-Ангинский получил в семинарии новую фамилию — Вениаминов, в честь недавно скончавшего­ ся Иркутского епископа Вениамина. Во время учебы в семина­ рии он часто в свободное время ходил к своему дяде — иеромо­ наху Давиду, который, как самоучка-механик, занимался почин­ кой часов и другими ремеслами. С большим интересом и настойчивостью Иоанн овладевал новыми знаниями. Он сделал водяные часы. Товарищи очень интересовались его изобретени­ ями, так как часы в то время в Иркутске были большой редкос­ тью. Он изобрел очень простые в устройстве карманные солнеч­ ные часы, которые появились потом у многих его друзей. Учеба в семинарии была важным этапом его становления (ил. 3). За год до окончания курса семинарии, в 1817 году, вступил в брак с дочерью священника Екатериною Ивановною, и в том же году, 13 мая, был посвящен в дьякона Градо-Иркутской Благове­ щенской церкви. Эта женитьба изменила предполагаемый ход его жизни, так как закрыла доступ в духовную академию. Позже Иван Вениаминов о своей женитьбе рассказывал следующее: “Ректор архимандрит Павел имел в виду послать меня в ака­ демию, как об этом он высказал мне после. Что же касается того, почему он не остановил моей женитьбы, на это причиной был весьма редкий и даже необыкновенный случай, именно: река Ангара, разделяющая город с семинариею от монастыря, в ко­ тором жил ректор, каждодневно приезжавший оттуда в семи­ нарию во все учебные дни, в тот год (1817), при вскрытии сво­ ем, на многие дни прекратила всякое сообщение монастыря с городом. Лед на ней сначала прошел было совсем, а потом опять остановился на несколько дней и так плотно, что известный тогда в Иркутске монастырский послушник Иванушка пере­ шел через него с одного берега на другой. В это время мне при­ шла мысль жениться, я подал просьбу, без дозволения ректора, и получил вид на женитьбу. Не будь этого случая, конечно, рек­ тор не позволил бы мне подавать просьбы о женитьбе, и тогда пришлось бы ехать в академию, а не в Америку”. В сане дьякона Иоанну Вениаминову пришлось прослу­ жить 4 года, несмотря на его духовное образование, так как не было свободного места священника при Благовещенской цер­ кви. 18 мая 1821 года он был рукоположен в иерея на место умершего при этой церкви священника. Служба его в сане священника была очень недолгой (всего 2 года), но за это время он сумел сыскать любовь и уважение при­ хожан. Он впервые создал учебные классы для детей, которые являются прообразом сегодняшней воскресной школы. Девоч­ ки и мальчики перед воскресными литургиями собирались в цер­ кви, где он преподавал им христианские уроки (ил. 4). Его благо­ говейное служение в храме привлекало множество богомольцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2