Горница, 1998, № 2

Михаил ЩУКИН ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ Рассказы об истории Сибири 42 . СИБИРСКИЕ АФИНЫ Разговоры о собственном Сибирском университе­ те не прекращались. Более того, они становились все настойчивей и требовательней. Мнение уже собствен­ но сибирского общества было практически единодуш­ ным — быть университету! Как уже не раз было в си­ бирской истории, просьбы до столицы из-за Урала шли долго, решались еще дольше, но упорство сибиряков всегда брало верх. 25 апреля 1875 года Александр II повелел: “...подняв уровень общего образования, дать возможность сибирским уроженцам подготовлять из своей среды людей сведущих и образованных, в числе по меньшей мере достаточном для удовлетворения нужд местного населения и, по ближайшему и всесторонне­ му обсуждению этого предмета, повергнуть, чрез Ми­ нистерство народного просвещения, на Высочайшее воззрение соображения об учреждении общего для всей Сибири университета.” Л ед столичного равнодушия был сломан! Ровно через год последовало Высочайшее соиз­ воление на учреждение университета в городе Омс­ ке. “С наименованием оного Императорским Сибир­ ским университетом”. В этом же документе указано было, чтобы должностные лица внесли предложе­ ния по штатам университета. Генерал-губернатор Западной Сибири Казнаков, исполняя этот наказ, отправил пространный доклад в Министерство народного просвещения. Этот доку­ мент очень любопытен. Впрочем, давайте обратимся к первоисточнику и процитируем хотя бы некоторые положения обширного доклада Казнакова. “Прошло более 30 лет с тех пор, как дарованы преимущества приезжающим на службу из Европейской России в Сибирь, и тем не менее прискорбная действительность показывает, что ни администрация, ни суды, ни на­ родное здравие, ни учебное дело в этом крае не обес­ печены достаточным числом сведущих, образованных и преданных своему делу лиц... Причины такого яв- Продолжсние. Начало в № № 1—4 (1995 г.), 1—4 (1996), 1—4 (1997 г.). 1(1998 г.) ления очевидны: не имея университета, Сибирь из своих уроженцев не могла воспитать ни одного впол­ не образованного поколения, которое бы всецело по­ святило ей, как родному месту, свои полезные силы. Мало того, в ней постоянно повторяется следующее неутешительное явление, общее для обеих половин ея: лучшие воспитанники гимназий, по поступлении в университет и по окончании в оном курса наук, в весь­ ма редких случаях возвращаются в Сибирь, и будучи увлекаемы либо служебными выгодами, либо удоб­ ствами жизни в столичных или больших городах, из­ бирают местом своей деятельности Европейскую Рос ­ сию. Таким образом Сибирь представляет то редкое и в высшей степени прискорбное зрелище, что учреж­ денные в ней среднеобразовательные учебные заве­ дения, вместо обогащения ее достаточно образован­ ными людьми, служат как бы средствами для отлива из нее свежих умственных сил в Европейскую Рос­ сию, из которой, взамен их, нередко являются на службу, не без значительных для государства затрат, искатели счастья... сомнительной нравственности и в большинстве случаев люди, смотрящие на службу в Сибири, как на дело временное...” Даже из этой цитаты нетрудно сделать вывод: Сибирь заявляла свои права на образование и на то, чтобы ее таланты служили родной земле. В докладе Казнакова указывалось, что в будущем университете желательно было бы иметь четыре факультета, а стро­ ительство начать с будущего года, т.е. с 1877, закон­ чить же строительство предполагалось через два года. Но пока казенные бумаги совершали свое обыч­ ное кружение по столичным коридорам, в самой Сибири разгорелась нешуточная борьба — томичи посчитали себя обойденными и настаивали: универ­ ситет должен быть в Томске. В сибирской печати развернулась полемика, авторы статей в запальчиво­ сти доходили иногда до оскорблений. Омск или Томск? Вопрос этот долгое время не давал покоя си­ бирякам. Но все решила столица. Согласно постанов­ лению Министерства народного просвещения универ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2