Горница, 1998, № 2
Михаил ЩУКИН ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ Рассказы об истории Сибири 42 . СИБИРСКИЕ АФИНЫ Разговоры о собственном Сибирском университе те не прекращались. Более того, они становились все настойчивей и требовательней. Мнение уже собствен но сибирского общества было практически единодуш ным — быть университету! Как уже не раз было в си бирской истории, просьбы до столицы из-за Урала шли долго, решались еще дольше, но упорство сибиряков всегда брало верх. 25 апреля 1875 года Александр II повелел: “...подняв уровень общего образования, дать возможность сибирским уроженцам подготовлять из своей среды людей сведущих и образованных, в числе по меньшей мере достаточном для удовлетворения нужд местного населения и, по ближайшему и всесторонне му обсуждению этого предмета, повергнуть, чрез Ми нистерство народного просвещения, на Высочайшее воззрение соображения об учреждении общего для всей Сибири университета.” Л ед столичного равнодушия был сломан! Ровно через год последовало Высочайшее соиз воление на учреждение университета в городе Омс ке. “С наименованием оного Императорским Сибир ским университетом”. В этом же документе указано было, чтобы должностные лица внесли предложе ния по штатам университета. Генерал-губернатор Западной Сибири Казнаков, исполняя этот наказ, отправил пространный доклад в Министерство народного просвещения. Этот доку мент очень любопытен. Впрочем, давайте обратимся к первоисточнику и процитируем хотя бы некоторые положения обширного доклада Казнакова. “Прошло более 30 лет с тех пор, как дарованы преимущества приезжающим на службу из Европейской России в Сибирь, и тем не менее прискорбная действительность показывает, что ни администрация, ни суды, ни на родное здравие, ни учебное дело в этом крае не обес печены достаточным числом сведущих, образованных и преданных своему делу лиц... Причины такого яв- Продолжсние. Начало в № № 1—4 (1995 г.), 1—4 (1996), 1—4 (1997 г.). 1(1998 г.) ления очевидны: не имея университета, Сибирь из своих уроженцев не могла воспитать ни одного впол не образованного поколения, которое бы всецело по святило ей, как родному месту, свои полезные силы. Мало того, в ней постоянно повторяется следующее неутешительное явление, общее для обеих половин ея: лучшие воспитанники гимназий, по поступлении в университет и по окончании в оном курса наук, в весь ма редких случаях возвращаются в Сибирь, и будучи увлекаемы либо служебными выгодами, либо удоб ствами жизни в столичных или больших городах, из бирают местом своей деятельности Европейскую Рос сию. Таким образом Сибирь представляет то редкое и в высшей степени прискорбное зрелище, что учреж денные в ней среднеобразовательные учебные заве дения, вместо обогащения ее достаточно образован ными людьми, служат как бы средствами для отлива из нее свежих умственных сил в Европейскую Рос сию, из которой, взамен их, нередко являются на службу, не без значительных для государства затрат, искатели счастья... сомнительной нравственности и в большинстве случаев люди, смотрящие на службу в Сибири, как на дело временное...” Даже из этой цитаты нетрудно сделать вывод: Сибирь заявляла свои права на образование и на то, чтобы ее таланты служили родной земле. В докладе Казнакова указывалось, что в будущем университете желательно было бы иметь четыре факультета, а стро ительство начать с будущего года, т.е. с 1877, закон чить же строительство предполагалось через два года. Но пока казенные бумаги совершали свое обыч ное кружение по столичным коридорам, в самой Сибири разгорелась нешуточная борьба — томичи посчитали себя обойденными и настаивали: универ ситет должен быть в Томске. В сибирской печати развернулась полемика, авторы статей в запальчиво сти доходили иногда до оскорблений. Омск или Томск? Вопрос этот долгое время не давал покоя си бирякам. Но все решила столица. Согласно постанов лению Министерства народного просвещения универ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2