Горница, 1998, № 2
лимо установление факта работы свидетеля в вышестоящей (либо находящейся в подчинении) организации по отношению к организации, в которой протекала работа заявителя. При установлении стажа по свидетельским показаниям ввиду невозможности его подтвер ждения из-за несохранности документов в связи с военными действиями, стихийными бедствия ми, иными чрезвычайными ситуациями, а также при установлении времени работы в колхозе до 1965 года независимо от причин несохранности архивных данных, не следует требовать у свиде телей документов, подтверждающих их совмест ную работу с заявителем. При отсутствии документов по иным причи нам, не указанным выше, каждый из свидетелей должен документально подтвердить свою совме стную работу с заявителем за подтверждаемый период. В тех случаях, когда периоды работы прини маются в зачет трудового стажа на основании показаний свидетелей, один из которых показы вает о работе заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, под тверждаемый обоими свидетелями. Органы, осуществляющие пенсионное обес печение, могут вызвать свидетелей для дачи лич ных показаний или ограничиться рассмотрени ем письменных показаний свидетелей при усло вии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке, а показания соответствуют всем требованиям. Право оценки свидетельских показаний и ус тановления стажа работы на их основании пре доставлено Комиссиям, создаваемым при орга не, осуществляющем пенсионное обеспечение граждан. Отдельно следует остановиться на вопросах установления по свидетельским показаниям пе риодов работы в годы Великой Отечественной войны. При подготовке проекта Указа Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 года № 2123 "О повышении пенсий в соответствии с пунктом “ж" статьи 110 Закона Российской Фе дерации "О государственных пенсиях в Россий ской Федерации” был исследован вопрос о тру доспособном возрасте в военное время, и. исхо дя из сложившейся в стране правоприменитель ной практики, таким возрастом был признан воз раст 12 лет. С этого возраста дети могли, как правило, регулярно трудиться. Поэтому право на повышение пенсии как труженикам тыла было предоставлено лицам, родившимся 31 декабря 1931 года и ранее. Эти дети могли к концу войны иметь 6 меся цев работы, так как многие из них отработали в сельском хозяйстве или на предприятиях 2-3 месяца в весенне-осенний период 1943 года и 4-5 месяцев в 1944 году (с мая-июня по сентябрь, ввиду того, что учебный год нередко начинался в октябре). Что касается детей моложе 12 лет, то действи тельно, в конкретных ситуациях они также могли привлекаться к работе и выполнять посильные задания, которые невозможно отнести к регуляр ному труду, подлежащему учету во времени. Подтверждение стажа работы этих граждан по свидетельским показаниям не соответствует дей ствующему законодательству, поскольку, как уже отмечалось выше, в соответствии со статьей 97 Закона РФ от 20.11.90 г. свидетельскими пока заниями может подтверждаться работа, указан ная в части первой статьи 89 Закона, т.е. в каче стве рабочего, служащего, члена колхоза и т.д. Ланные лица таковыми не являются. Учитывая изложенное, работа граждан (де тей) в годы войны в колхозе, подтвержденная свидетельскими показаниями, засчитывается в 6- месячный срок, даюший право на повышение пенсии по п."ж” статьи 110 Закона РФ от 20 .11 .90 г. с 12-летнего возраста при наличии косвенных доказательств этой работы (выписки из похозяйственных книг, справки из школ, удо стоверения о награждении медалями за самоот верженный труд в годы войны, выданные в 40- 50-е годы и т.д.). В общий же трудовой стаж время работы в военные годы, подтвержденное свидетельскими показаниями, включается в обшем порядке с 15- летнего возраста, а для членов колхоза — с 16- летнего возраста. Гл.специалист отдела пенсионного страхования Отделения ПФР по НСО В.В. РОГУЛИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2