Горница, 1998, № 2

была известна но всех уник ах России, лежит течегг стихотворения но.этессы и детской писа­ тельницы Глафиры Галиной о событиях аигло- бу|)ско|"| нониы 1Й!И)-1902 годов, ставший такой же- "народной" песней. как и ее “Лее рубят — молодой еще, зелечн.ш л е с” о репрессиях против етудечггов. Одна на самых популярных и Сибири и на Дальнем Вое-токе песен “Отец мои был при­ родный пахарь" несомненно является передел­ кой “Песни г|и>ка" Днмптрпм Всне-внтипова о греко-турецкой нойне. Вариант этой песни вре- мен турецкой войны. будучи нанесен на Дал 1 .нпй Восток, послужил и|>ототпиом парп|;шиской пеепп. гак нолюбнвшс-йся сибирякам. Любопытный подзаголовок есть у пакостной песни Ивана Панаева “Гуетолиетве-пных кленом аллея": (Нуди» п:| Гейне) . Однако и иностран­ цы не оставались н долгу перед музыкальной Р(н,сней: п о е х нщ ( Ч 1 ны й разнообразными дарова­ ниями графа Николая Борисовича Голицына — и|м-воеход 1 юге> виолончелиста. ноэта, критика, му­ зыкального деятеля, Бетховен носиятил ему струйных квартета и увертюру “Освящение дома". Сып гра(|)а — Юрий Николаевич Голи­ цын, нанестный дирижер и композитор — был сослан н 185Я году под негласный надаор поли- пни и городишко Козлов. однако, мерный сносму свободолюбию, бежал аа границу, где пропаган­ дировал русский музыкальный стиль, а вернув­ шись в 18(52 году на родину, организовал пре­ восходный хор крепостных крестьян, с которыми гаггролпровал но всей России. По были в нашем Отечестве в отношении музыкальных “свобод” случаи попстннс уникальные. В свое время им­ ператор- реформатор Петр I чуть ли не силой внедрял иноземные танцы па "ассамблеях” , а его потомок — император-консерватор Павел I отдал нрнказ генерал-губернатору Санкт-Петер­ бурга Аракчееву о категорическом запрещении танцевать вальсы. В полном соответствии с по­ словицей "Защитный плод сладок” публика еще с большим рвением п лптузпазмом бросилась танцевать нелегально, пока, наконец, "павловс­ кая реформ»" не самоотмсиндась. Павлу следо­ вало бы .хорошенько изучить музыкальный опыт древних лидеров, диктаторов и тиранов, не толь­ ко понимавших толк в музыке и нении, по н уме­ ло пользовавшихся ими: вспомните легенду об укрощении пением мятежа в Спарте, о строн- телм-гве Фив под музыку, о знаменитой реплике страстного любителя :«страды Пероиа, который, истснцнв 'терпение иа|м>да многочисленными под­ купами. подлогами и убийствами певцов-сонер- ннь'ов. вынужден был заколоть себя мечом со словами: “Какого певца теряет се-годпя Рим!” На пиршествах во времена Ликурга в качестве П|и)(|)илактнческ()г<> средства от безудержного ш .жвтва исполнялись специальные гимнические песни в че<ть богов и героев — номы. Высокое не давало упасть в низкое. Об ггтй "номина­ ции” можно сегодня только сожалеть. Гиппок­ рат прогонял бессонницу звуками своей иягн- струниой лиры, а египтяне использсяшли музыку при лечемни бесплодия жечицип. Физиологи во­ обще считают, что неиие крайне- необходимо человеку хотя бы раз в месяц. В народе эта нор­ ма была естественной и зачастую перекрывалась во много раз. а всякие запреты вроде “павловс­ кого указа” никогда не работали, ибо у русских крестьян были веками наработанные этические нормы, соответствующие житейской, природной нравственности: собаке-, замеченной с зайчон­ ком в зубах, давали отраву. Охотппка-браконьс- ра презирали, а если продолжал шкодить, нака­ зание- было суровым: в рукава просовывалась палка и намертво привязывалась к рукам. В таком ноложеннн выбраться из глухого ле-са или тайги было невозможно. Зато е-ейчас несенных браконье-реж развелось предостаточно. Но еще- более тех . кто, имея убогий дар, “заколе.-бали” ст|>ану своими видеоклипами (лтим важ- не-йнвнм из искусств, как сказал бы вострый на язык дедушка Л енин ) , где- шечв-ле-ипе тазобед­ ренными суставами и козли и голосишко. нро- нущечшый чере-з 2 0 0 ватт и дым ннроте-хпнки, в сочетании с- бе-ссмертным те-кетом: “там-там-тру- ля-ля — ням-ням-ра-ра-ра” приносят нешуточ­ ную повседневную славу и толстый-толстый смой сливочного масла. Но сливки, как говаривал д е ­ душка (Ьлинджер , поднимаются кверху и про­ кисают. Знаменитые баловни мтрады, не-сгнбае- мыелау|к:аты и дипломанты, д|>ессировщнкн е-та- дноиов и заклинатели кре-млсвскн.х мик|им[)еяюв, иотряе-атедн народной души на территории РФ , весь генералитет во главе* с фельдмаршалом и академиком Кобзоном вряд ли когда-нибудь на­ вечно закрепятся в народной груди, равно как и нынешние: жители Брайтон-Бич Вилли Токарев, Люба Успенская, Миша Шаеругннскнй, устраи­ вающие: ныне: “ праздники релаксации" в ноч­ ных клубах. Не странно ли, что Давид Тухманов, написавший государственной важности несню “День Победы", играет сейчас в ресторанчиках той самой Германии, победе над которой посвя­ щена сто знаменитая песня? .. Можно только сожалеть, что :шконы в пашей стране не- пишут­ ся стихами и не- поются нублнчпо. как это было в прежние времена, о чем свидетельствует Плу­ тарх. Авось, тем , для кого музыка и ненне явля­ ются родной стихией, они были бы гораздо до ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2